Архангельская губерния
в период становления капитализма

Архангельский порт – единственный порт в тылу. Губернский город.
Маргаритинская ярмарка. Смольный буян

XIX век для Архангельской губернии – время взросления. В эти годы Архангельск интенсивно развивается, обретая уникальные черты, свои традиции, закрепляя успехи.

Быстро меняющаяся расстановка сил на Балтике в период наполеоновских войн (начало XIX века) практически парализовала работу порта Санкт-Петербурга. Снова все международные грузы пошли через Архангельск.

Несколько лет работы порта заставляют самодержцев обратить внимание на Архангельск. Город и вся губерния получают поддержку. Архангельск обрастает инфраструктурой любого другого губернского города России:
Вид на Центр Архангельска с реки. Открытка.открываются музеи, публичная библиотека, театр, приют для бедных, фотостудия, выходит городская газета.

Мост связывает Соломбалу с остальной частью города. Повсюду в области открываются промышленные предприятия: лесопильные, канатные, парусные, цепные заводы, смолокурни. С 1844 года каждую осень заводы, мануфактуры, крестьяне и рыбаки привозят свои товары на ежегодную Маргаритинскую ярмарку в Архангельск.

До своего закрытия (в 1860-ее годы) верфь продолжает оставаться самой мощной в стране, она спускает на воду больше кораблей, чем верфи Петербурга. Порт получает новые специализации. Помимо обслуживания экспорта древесины и рыбы он становится крупнейшей в мире биржей по торговле смолой и пеком. Здесь, на Севере, строят сахарные заводы для переработки сырья.

План губернского города Архангельска. 1809 годНаселение Архангельска за век удваивается, это требует утверждения нового плана города. Окраиной теперь считается всё, что дальше обводного канала.

Логичным итогом роста Архангельской губернии и очередным толчком для её дальнейшего развития служит постройка железной дороги, связавшей Архангельск с Вологдой и Санкт-Петербургом.

30 мая 2014, Правительство Архангельской области

Значимые персоны

Козьма Прутков – персонаж и коллективный псевдоним группы поэтов середины XIX века. Родился герой под Сольвычегодском.
Пётр Алексеевич Кропоткин – князь, учёный-географ, основатель анархизма. Изучая движение арктических льдов, рассчитал существование и местоположение архипелага Земля Франца-Иосифа.
Иван Фёдорович Крузенштерн – российский мореплаватель, адмирал. Основатель фамилии исследователей русского Севера.
Сергей Юльевич Витте – русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров и Совета министров. Почётный гражданин Архангельска. Посещал Архангельск, расследовал махинации при строительстве железной дороги Вологда-Архангельск.
Иоанн Кронштадтский – священник Русской Православной Церкви, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель. Родился в селе Сура Архангельской губернии, учился в Архангельске.
Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский – русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель. Энтузиаст-исследователь Арктики, создал Комитет Севера, спроектировал сеть полярных исследовательских станций.
Август 1810 – в Архангельске появляется уличное освещение. Фонари с сальными свечами освещали Троицкий проспект с августа до первого снега
1813 – начало строительства обводного канала в Архангельске. Канал в пять с половиной вёрст служил для осушения города
5 января 1838 – выходит первая в Архангельской губернии официальная газета, «Архангельские губернские ведомости»
14 февраля 1854 – Архангельская губерния на военном положении. Столкновения на Северном театре Крымской войны носили локальный характер, но стали причиной восстановления беломорской военной флотилии
7 августа 1863 – через Северную Двину был переброшен кабель телеграфной линии Архангельск–Санкт-Петербург, что явилось фактическим окончанием её строительства
1 сентября 1897 – открывается городская телефонная сеть. До модернизации телефонной станции в 1913 году, коммутатор обслуживал не более 100 номеров
17 ноября 1897 – открывается железнодорожная линия Архангельск-Вологда