Выступление на пленарном заседании августовского педсовета

24 августа 2019 года

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Рад приветствовать всех вас на традиционном августовском педсовете! Сегодня мы с вами не просто обсудим состояние сферы образования и наметим перспективы дальнейшего развития. Мне хотелось бы услышать ваше мнение по самым актуальным вопросам регионального развития, которые тесно вплетены в воспитательно-педагогические процессы. Обозначу несколько тем для нашего с вами диалога.

Начну с базовой для всей системы образования темы — реализация национального проекта «Образование». Он предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
— обновление содержания,
— создание современной инфраструктуры,
— подготовка профессиональных кадров,
— создание эффективных механизмов управления.

Технологические изменения оказывают необратимое воздействие на рынок труда, на смену одним профессиям приходят другие, и ребята, которые через неделю придут в первый класс, будут вступать во взрослую жизнь при совершенно ином технологическом укладе. Очевидно, что система образования должна не просто отвечать требованиям сегодняшнего дня, а необходимо научиться смотреть в будущее, использовать новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы.

Для этих целей уже в этом учебном году в 14 образовательных организациях области начнется апробация целевой модели цифровой образовательной среды. Центры цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста» начнут работу в 23 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности.

Еще одной точкой приложения наших сил должно стать дополнительное образование. Мы должны понимать, что это не просто детский досуг — многие ребята именно в рамках различных кружков и секций определяются со своей будущей профессией, находят жизненный ориентир. В связи с нехваткой технических специалистов в экономике Архангельской области да и всей страны особого внимания требует сфера научно-технического творчества.

В регионе уже функционируют детские технопарки, повсеместно в районах будут открываться Кванториумы, а также в 2020 году появится первый «мобильный Кванториум» — передвижная лаборатория, с помощью которой заниматься по программам научно-технического творчества смогут ребята, проживающие в сельской местности и малых городах. Мы создаем достаточные условия для реализации любых интересов и талантов детей. Необходимо только вовремя разглядеть дарования каждого ребенка, заинтересовать, помочь реализоваться.

Мы неоднократно говорили о том, что, работая на повышение качества образования, ни в коем случае нельзя упустить воспитательную составляющую, при однобоком подходе можно получить поколение одарённых, талантливых, даже гениальных негодяев, не помнящих родства. Любовь к малой родине, к семье, уважение к старшему поколению должны быть заложены с самого раннего возраста.

Только изучив историю, познав красоту родного края можно его по-настоящему полюбить. Современное поколение, воспитанное в соцсетях, на электронных играх, может искренне недоумевать: зачем нам все эти народные традиции, сарафаны, хороводы? Ответ очевиден: это сила. Это как корни у дерева — питают ствол и листву. Самые мощные народы — те, у кого сильны традиции. И это не наносное. Это то, что заложено в генах. Это должно быть понятно, очевидно и доступно всем детям — вот наша с вами первичная педагогическая цель.

Для ее достижения в библиотеках каждой из школ вас уже ждут «свежие» учебные пособия «История Архангельской области» для 6 и 9 классов, а также «География Архангельской области». Уже с 1 сентября вы сможете использовать все эти издания на уроках, во внеурочной, проектной деятельности.

Хочется отметить, что именно любовь к своей малой родине объединила сегодня всех северян. Речь идет об экологическом сбережении Поморья. Я вижу в этом доказательство неравнодушного отношения к родному краю, рост самосознания населения, патриотизма. Однако здесь существует опасность перегиба, ухода в отрицание всех государственных задач.
Национальный проект «Экология» направлен на то, чтобы будущие поколения не захлебнулись от экологического ущерба, который формировался десятилетиями. И наш регион не может и не будет стоять в стороне от общенациональных процессов. Безусловно, важнейшим в нашей работе является требование применения самых современных технологий, лучших организационных решений, привлечения достойных партнеров, что должно обеспечить экологически эффективное обращение со всеми видами отходов.

Образовательные учреждения являются для учащихся и их родителей самой авторитетной площадкой, своего рода рупором правды. Кто, как не вы, является двигателем развития личности, созидателем конструктивного поведения в обществе?

Эмоции, негативные настроения мешают разглядеть главное. Поэтому педагоги должны иметь сами и формировать у учеников жизнеутверждающее, позитивное мировоззрение. Да, эта задача выходит за рамки образовательного процесса, она имеет духовную почву. Работа с детьми подразумевает ответственность за их будущее, за их правильное восприятие мира. На карту поставлено будущее Архангельской области и всей страны.

Уважаемые коллеги! Впереди яркий, насыщенный, интересный учебный год. Несомненно, он будет таким же важным, как каждый предыдущий, для вас, для учеников и их родителей, для всех нас. Не будем забывать, что это — наше время. Наполним его новыми свершениями, открытиями и победами.