Послание Губернатора Архангельской области И. А. Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов

о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области, 5 апреля 2019

Уважаемые депутаты Архангельского областного Собрания.
Уважаемые коллеги, земляки!

Нам посчастливилось жить в такое время, когда мы можем не только мечтать о светлых временах и достойной жизни, но можем сами их созидать, планировать свои действия и воплощать эти планы в реальность. Это одновременно и широкие возможности, и многовекторные вызовы. Мы создали хороший задел во многих сферах жизни (об этом я не так давно говорил в Отчёте). Наша задача — сохранить заданный темп развития, следуя курсом на динамичную, конкурентоспособную экономику, обеспечить социальные прорывы.

Постановка задач и формирование условий для их реализации исходят их тех граничных условий, которые сложились в мире. Я говорю об усилении глобального и локального напряжения, опасных тенденциях, непредсказуемости, атмосфере конфронтации.  

«Для устойчивого и долгосрочного развития нам нужен мир», — такой акцент сделал в Послании Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин, говоря о создании новой архитектуры безопасности. Для достойных ответов на геополитические вызовы нужна сильная Россия, а значит, требуются как твердые, последовательные действия, так и ресурсы.

Соответственно, деятельность всех структур и органов власти Архангельской области, предприятий и бизнеса должна быть вписана в общий контекст, в наши национальные проекты. Перевод национальных проектов на региональные рельсы означает формирование конкретных планов. При этом необходимо учесть, что все нацпроекты тесно взаимосвязаны, и их реализация обеспечит кумулятивный эффект, превосходящий отдельные отраслевые результаты. Достижение таких масштабных целей требует переформатирования управленческих подходов к решению задач. Потребуются новые силы, способные не только генерировать, но и продвигать позитивные изменения и идеи. 

Сегодня мы выходим в такое социальное пространство, в котором приоритетом являются не экономические и технологические категории, а человеческое измерение. Об этом говорил и Президент в Послании Федеральному собранию: «Национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России».

Соответственно наибольшие усилия региональной власти сосредоточены на проектах социальной направленности. «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Культура». 

О взаимопроникающем характере нацпроектов свидетельствует национальный проект «Демография», задачи которого возможно решить только при параллельной реализации всех нацпроектов, он затрагивает все сферы жизнедеятельности: поддержка семей при рождении детей, создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; продвижение и создание комфортных условий для здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом всеми категориями и группами населения, активного долголетия и повышение качества жизни пожилых. 

Особенно важны меры, направленные на охрану здоровья матери и ребенка. Благодаря планомерной комплексной работе уже на протяжении нескольких лет в Архангельской области удается достигнуть снижения показателя младенческой смертности. Министерству здравоохранения необходимо продолжить работу по поддержке межрайонных центров родовспоможения. 

Одним из условий достижения поставленных целей является повышение рождаемости до уровня, необходимого для воспроизводства населения. Достижение такого уровня возможно только за счет увеличения вторых и последующих рождений. На стимулирование рождаемости направлены меры социальной поддержки семей с детьми.

Первые шаги в данном направлении уже сделаны в 2018 году — до конца 2021 года продлены две выплаты:
— единовременная выплата женщинам в возрасте от 22 до 24 лет включительно при рождении первого ребенка;
— выплата регионального материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка или последующих детей. 

Все названные меры финансово обеспечены. Прошу организовать их своевременное исполнение.
Безусловно, необходима поддержка главного жизненного института — семьи. От того, насколько крепка семья своими устоями и традициями, во многом зависит благополучие всей страны. Семья — это та крепость, где человек всегда найдет защиту и поддержку, где формируются его отношение к жизни. Влияние семьи на формирование ребенка значительнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Поэтому важная роль отводится решению задач формирования семейных ценностей и приоритета ответственного родительства. 

Ответственное родительство предполагает активную позицию отца и матери в отношении выбора воспитательных, образовательных, оздоровительных практик. Это действительно вызов, на который надо ответить. И этому надо учить. Как? Универсального ответа нет. Но дети должны получить от родителей, во-первых, корни, во-вторых, крылья. Так закладывается нравственное здоровье человека, понимающего свободу не как вседозволенность, а как ответственное отношение к жизни и принимаемым решениям. 

Безусловно, все ценности закладываются в раннем детстве. Задача власти — обеспечить максимально полную поддержку материнства и детства. Нужно развивать «вспомогательную» инфраструктуру: тренинги, группы самопомощи, в том числе для родителей маленьких детей, под руководством профессиональных кураторов. Поручаю Правительству региона предпринять конкретные шаги в данном направлении, включая мотивирование граждан к здоровому образу жизни — от здорового питания до развертывания информационной кампании в поддержку семейных ценностей. С учетом того, какая значимость этой задаче придается в майском Указе Президента 2018 года, прошу и исполнительные органы государственной власти Архангельской области принять ее в качестве приоритетной.

Степень духовной зрелости человека определяется в том числе его умением сострадать, помогать преодолевать как нравственные, так и физические трудности детям с ограниченными возможностями здоровья. А таких детей в Архангельской области почти 4,5 тыс. человек — это около 2 % детского населения региона. На предупреждение инвалидности ребенка или минимизацию сложностей его развития с целью максимальной адаптации в обществе направлены действия отдельных учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, социально ориентированных некоммерческих организаций. Необходимо эту работу вывести на новый качественный уровень, обеспечив в 2019 году:

во-первых, организацию эффективного межведомственного взаимодействия при оказании услуг ранней помощи, принять для этого всю необходимую нормативно-правовую базу;

во-вторых: организацию работы не менее 10 служб ранней помощи детям в возрасте до 3 лет с нарушениями в развитии в Архангельске, Северодвинске, Котласе, в Вельском, Каргопольском и Устьянском районах, приобретение реабилитационного оборудования для работы с детьми, организацию выездных социально-реабилитационных программ для семей с детьми;

в-третьих, повышение профессиональной компетентности специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи.

Реализация национального проекта «Здравоохранение» на территории Архангельской области направлена прежде всего на повышение качества и доступности медицинской помощи жителям нашего региона и качества первичной медицинской помощи, совершенствование оказания медпомощи детям, обеспечение комфортной для пациентов среды в больницах и поликлиниках, борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, развитие профилактики и реабилитации. Сложность и многообразие задач, требующих решения, предполагает консолидацию усилий и активных действий всех заинтересованных сторон. 

Доступность и качество медицинской помощи населению напрямую зависят от подготовки, профессионального уровня и обеспеченности системы медицинскими кадрами.

Квалифицированные специалисты — это интеллектуальный потенциал отрасли, который требует длительной подготовки, постоянного профессионального развития. И этот вопрос не может быть решен в одночасье. 

Поручаю министерству здравоохранения принять исчерпывающие меры, направленные на оптимизацию системы планирования и использования кадровых ресурсов, повышение качества профессиональной подготовки, расширение системы материальных и моральных стимулов медицинских работников.
Органам местного самоуправления необходимо уделить особое внимание вопросам социальной поддержки медицинского персонала, а также иным направлениям, связанным с кадровым обеспечением системы здравоохранения на муниципальном уровне.

Сегодня медицинские организации работают над тем, чтобы пациенты были удовлетворены всеми аспектами оказания медицинской помощи, начиная с профессионализма персонала и заканчивая созданием комфортной среды в больнице или поликлинике. 

С 2019 года на базе Архангельской городской поликлиники № 1 начнет функционировать региональный проектный офис, который обеспечит методическую поддержку и координацию работы медицинских учреждений. Цель — создание таких поликлиник, которые будут соответствовать пациентоориентированной модели, когда повышается комфорт пребывания пациента в учреждении и доброжелательность к нему сотрудников, сокращаются сроки ожидания приёма, улучшается внешний вид поликлиники, отсутствуют организационные проблемы, повышается престиж медицинской организации. Здесь нет мелочей. Качество первичной медпомощи должно быть высокопрофессиональным и четко организованным, особенно с учетом размеров территории Архангельской области. 

Повышению эффективности работы системы здравоохранения будет способствовать создание механизмов информационного взаимодействия медицинских организаций. Единый цифровой контур должен объединить всю инфраструктуру медицинских учреждений, медицинские информационные системы и региональные государственные информационные системы, в том числе ФАП, с единой государственной информационной системой здравоохранения. 

В 2019 году на информатизацию здравоохранения планируется направить свыше 150 млн рублей. Поручаю провести масштабное обновление парка вычислительной техники в больницах и поликлиниках региона.

Благодаря применению современного оборудования увеличивается эффективность лечения, улучшается профилактика заболеваний, открываются новые возможности для восстановления организма, продления активного долголетия. Новейшие приборы в умелых руках врачей спасают людей в критических ситуациях, когда счет идет на секунды. Лучшие решения в медицине должны прийти в каждый населенный пункт, в каждый дом с помощью современных технологий.

В 2019 году работа должна быть направлена на открытие и оснащение первичных сосудистых отделений в районах нашей области, а также на переоснащение высокотехнологичным медицинским оборудованием регионального сосудистого центра на базе Первой городской больницы и первичных сосудистых отделений в Северодвинске, Новодвинске, Вельске и Котласе.

Поручаю министру здравоохранения уделить особое внимание оснащению медицинских учреждений современным оборудованием, в том числе детских поликлиник, и предусмотреть возможность приобретения шести современных рентгенологических комплексов, трёх компьютерных томографов, оборудования для диагностики: 10 — для ультразвуковой и 6 — для эндоскопической.

Строительство новых и реконструкция существующих фельдшерско-акушерских пунктов в муниципальных образованиях Архангельской области — также задача, включённая в нацпроект. Сегодня из 437 ФАПов для 34-х требуются новые здания, 43-м необходим ремонт. В 2019 году будет построено 22 фельдшерско-акушерских пункта, из них 6 модульных. 

Вопрос о строительстве нового корпуса детской больницы несколько лет обсуждался на всех уровнях власти. Сегодня решение принято, и в ближайшие два года Архангельская область получит порядка 3 млрд рублей из федерального бюджета на строительство лечебно-диагностического корпуса Архангельской областной детской клинической больницы. В 2019 году проект строительства пройдет доработку и согласование, строительные работы планируем начать с 2020 года.

Когда мы говорим о любом строительстве, ремонте или замене устаревшего оборудования, вопрос всегда упирается в финансы. В 2019 году на ремонт медицинских организаций будет направлено свыше 240 млн рублей. В целом уже в этом году Архангельская область получит почти миллиард рублей, основная часть денег поступит из федерального бюджета. При этом почти треть средств будет направлена на переоснащение сети медицинских организаций, оказывающих помощь людям с онкологическими заболеваниями. Каждый бюджетный рубль должен тратиться целенаправленно с максимальной эффективностью!

Мероприятия национального проекта «Образование» направлены на реализацию 4 ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью. К 2024 году доля общеобразовательных организаций в сельской местности и в малых городах, обновивших свою материально-техническую базу, составит 80%. Все образовательные организации будут обеспечены Интернетом. Мероприятия текущего года — завершение строительства 9-ти детских садов, капитальный ремонт существующих и открытие новых частных детских садов. Поручаю министерству образования активизировать работу во всех этих направлениях.

Цифровые технологии оказывают необратимое воздействие на рынок труда, постепенно вымывая рутинные профессии, при этом кардинально меняется и само образование. Очевидно, что система образования должна научиться использовать новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы.

В региональной системе образования реализуется комплекс мер, направленных на создание современной материальной инфраструктуры и технологической образовательной среды. В 14 общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях области начнется апробация целевой модели цифровой образовательной среды. В течение последующих трех лет министерству образования и науки необходимо данную модель внедрить во всех образовательных организациях региона.  

Внедрение эффективных цифровых инструментов дает возможность перейти к принципиально новым технологиям обучения, повысить мотивацию обучающихся, избавиться от рутинной деятельности педагогов и управленцев. Эти инструменты могут быть встроены в традиционный образовательный процесс на основе действующих стандартов и учебников. 

Необходимо министерству образования с привлечением ресурсов Центра образовательных инфотехнологий Института открытого образования и при участии учительского сообщества начать реализацию пилотного проекта по изучению лучших практик и апробированию инновационных технологий обучения — речь о персонализации обучения, интерактивных учебных материалах, ранней профориентации.

Сфера образования должна стать одной из наиболее привлекательных областей работы и карьеры для молодежи, молодых педагогов или специалистов из других сфер. Нужно организовать системную работу с резервом управленческих кадров сферы образования и сформировать действующий «кадровый резерв». В это процесс должны активно включиться и муниципальные образования. 

Требуется не только «найти» таких учителей, но и обеспечить повышение квалификации, ориентированной на формирование современных управленческих компетенций, поддержку и карьерный рост. Молодое поколение педагогов способно легко ориентироваться в новом технологическом и информационном пространстве, что дает возможности для более быстрого и компетентного внедрения современных подходов к обучению детей, без которых невозможен прорыв в системе образования. Поэтому необходимо использовать ресурс молодых педагогов на прорывных направлениях. 

Несомненно, что опора в образовательном и воспитательном процессах должна быть на профессионализм педагогов, их неравнодушие и понимание детских проблем. Для распространения профессионального опыта лучших учителей, нужны профессиональные конкурсы, грантовая поддержка, премии и награды. Наши учителя этого заслуживают. Диалог с педагогическим сообществом при обсуждении наиболее значимых вопросов развития современного образования — это один из вариантов принятия обоснованных решений. 

Новые вызовы активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи данного исторического этапа. В эпицентре этих процессов стоит личность ребенка, его интересы, индивидуальные склонности, своеобразие характера. Раскрытию особенностей каждого ребенка, его уникальности будет способствовать интеграция дополнительного образования в общее. То есть школа должна быть преобразована из центра исключительного получения знаний в центр координации всех видов образования. Занятия творчеством, спортом и другими видами досуговой деятельности помогут формированию благоприятных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала как учащихся, так и педагогов. Доля детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, должна вырасти по сравнению с 2018 годом с 68 до 80%.

Также важно грамотно выстроить работу с родительским сообществом, вовлечь родителей в образовательные и воспитательные процессы. Родительское сообщество — это, кроме всего прочего, значимый элемент гражданского общества. В организации данного взаимодействия должны участвовать все заинтересованные органы власти на региональном и муниципальном уровнях.

Продолжает совершенствоваться инфраструктура сферы молодежной политики: областной Дом молодежи и региональный центр «Патриот» ожидают дальнейшие изменения как внутренних пространств, так и прилегающей территории; продолжится поддержка и создание ресурсных центров для молодежи и зональных центров патриотического воспитания на территории муниципальных образований; без поддержки региона не останутся и действующие муниципальные молодежные центры. Призываю глав муниципальных образований не только создавать такие точки притяжения молодежи, но и содействовать продвижению всех молодежных инициатив. 

Наша память о Великой Отечественной войне должна подкрепляться конкретными действиями. К 75-летию победы необходимо привести в порядок более 660 памятных мест, памятников и воинских захоронений. Это задача, требующая активизации общественных сил и объединений при поддержке органов местного самоуправления.

В области реализуется система мер по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей. Мы должны не только взращивать и поддерживать в детях ростки одаренности, но способствовать продвижению их потенциала в экономику региона. В текущем году необходимо реализовать весь комплекс мер, направленный на запуск регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Созвездие».

Архангельской области, как победителю конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, будет предоставлена субсидия из федерального бюджета на создание детского технопарка «Кванториум» в Северодвинске. Его открытие планируется в сентябре. К 2024 году такие технопарки должны быть созданы в Архангельске и Котласе. Прошу внести конкретные предложения по привлечению финансовых ресурсов для приобретения 3 мобильных детских технопарков «Кванториум» сельским населенным пунктам и малым городам. 

В зоне самого пристального внимания — система среднего профессионального образования, нацеленная на обеспечение экономики Архангельской области квалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена в соответствии с потребностями работодателей. Подчеркну: востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций должна быть адресной, ориентированной на потребности конкретных работодателей, с гарантией трудоустройства. В то же время это будет способствовать здоровой конкуренции в учебе, в саморазвитии обучающихся, в повышении уровня своей профессиональной компетенции.

Следует активизировать работу по созданию специализированных центров компетенции, которые должны играть ведущую роль как в повышении качества подготовки кадров, так и в развитии кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций на территории области. Прошу учесть, что на базе этих центров планируется создание центров опережающей профессиональной подготовки, том числе для подготовки участников Национального чемпионата WorldSkills Russia от нашего региона. Предлагаю продумать и начать реализацию системы взаимодействия профессионального и общего образования в рамках решения задачи ранней профориентации школьников, создания системы сезонных школ для углубленного знакомства школьников с рабочими профессиями.

Большое внимание будет уделено трудоустройству несовершеннолетних подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации. В бюджете 2019 года на эти цели запланировано в 3,5 раза больше средств, чем в прошлом, что позволит полностью обеспечить потребность каждого муниципального образования. Поручаю управлению по делам молодежи продолжить работу в этом направлении. Министерству экономического развития, министерству труда, занятости и социального развития — оказать содействие, организуя соответствующую работу с предприятиями и ресурсными центрами региона.

Одна их болевых точек северных территорий — миграция молодежи в поисках лучшей жизни. Это вызов для власти: мы должны создать условия для закрепления молодого человека в регионе, определить местные преимущества и сконцентрироваться на их развитии. Необходимо понять, какие муниципальные образования могут стать пунктами притяжения молодежи, как за счет внутренней миграции, так и за счет соседних субъектов. Для этого нужен вдумчивый подход с опорой на стратегию развития региона, стратегии развития ключевых предприятий-работодателей и предприятий бюджетной сферы. Мы поддерживаем стремление молодежи к получению образования в лучших вузах страны и мира, при этом ставим перед собой задачу заинтересовать их достойным трудоустройством и условиями жизни дома. 

Поручаю министерству экономического развития, министерству труда, занятости и социального развития, министерству образования, администрации Губернатора и Правительства с привлечением ведущих университетов региона разработать программный документ в данной сфере.
Своеобразной лестницей для руководителей нового поколения, которые поведут регион дальше, стал конкурс «Молодые лидеры Поморья». Для каждого участника это отличный шанс повысить уровень знаний и использовать этот опыт в бизнес-проектах или на государственной службе. Это люди, изначально мотивированные на результат, осознающие свой потенциал. Лидеры нужны всегда и везде. Сколько бы мы ни говорили о технологиях, о коллективных задачах и процессах — всё замыкается на человека, на лидера, готового принять окончательное решение и нести ответственность за свои решения и слова. Конкурс «Молодые лидеры Поморья» подтвердил свою востребованность: на 2019 год уже заявилось 220 человек. Необходимо провести новый конкурс на высоком уровне, а также обеспечить всех победителей предыдущего конкурса сопровождением и поддержкой в трудоустройстве, достойном звания «лидер». 

Отмечу, что в целом финансирование сферы государственной молодежной политики возросло на 30%.
Немалые средства запланированы и на реализацию мероприятий по развитию физической культуры и спорта в 2019 году — более 918 млн рублей. Список дел достаточно большой. Задача руководителя агентства по спорту — обеспечить реализацию всех намеченных планов.

В наших интересах создать такие условия, чтобы занятия спортом стали по-настоящему доступными для граждан любого возраста. И не по принуждению, а осознанно, с желанием. Спорт не предмет поклонения, это средство гармоничного и разностороннего развития личности.

Сегодня систематически занимаются физической культурой и спортом примерно 33 % граждан от зарегистрированных на территории региона. В соответствии с майским Указом в 2019 году это показатель должен достичь 38,5 %, а в перспективе к 2024 году — 55%. Механизм решения поставленной задачи очевиден. Прежде всего — укрепление материальной базы сферы спорта: строительство новых физкультурно-спортивных объектов, оказание помощи муниципалитетам в обеспечении современным спортивным инвентарем и оборудованием; создание сети муниципальных спортивных школ. 

Планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году:
— физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом и скалодром в Северодвинске;
— футбольное поле и беговые дорожки на стадионе «Салют» в Котласе;
— поле для мини-футбола с искусственным покрытием в пос. Шалакуша Няндомского района. 

Кроме того, будет начато строительство ФОК в территориальном округе Варавино-Фактория в Архангельске. 

Существенный объем работ запланирован по проведению капитального ремонта крытых спортивных объектов и обустройству плоскостных спортивных сооружений муниципальных образований, а также государственных образовательных организациях области, объектов городской инфраструктуры, парковых и рекреационных зон для занятий физкультурой и спортом. И это далеко не все.

Проведение в регионе всероссийских и международных спортивных мероприятий не только улучшает имидж Архангельской области как площадки для организации соревнований любого уровня, но это один из стимулов, направленных на повышение интереса молодежи к занятиям спортом.

Одним из условий формирования здорового образа жизни является грамотный подход к его популяризации, в том числе с помощью средств массовой информации. Необходимо демонстрировать подрастающему поколению как можно больше позитивных примеров, чтобы у молодых людей была возможность выбора не между здоровым или нездоровым образом жизни, а из большого количества разнообразных вариантов здорового и созидающего поведения. 

Есть еще один вопрос, требующий комплексного решения, — социальная защита детей-сирот. И прежде всего — обеспечения их жильем. По состоянию на 1 января 2019 года общая численность детей-сирот, включенных в список на получение жилья, составляет 2 253 человека, из них 1 632 человека вступили в права на получение жилья по достижении 18 лет, однако без реализации этого права. Ежегодно за счет средств областного и федерального бюджетов муниципальными образованиями области приобретается в среднем 160 благоустроенных квартир, что крайне недостаточно. 

Учитывая социальную значимость проблемы, министерствам образования, строительства, ТЭК и ЖКХ необходимо проработать вопрос строительства жилья в рамках финансирования региональных программ «Развитие образования и науки Архангельской области» и «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». Поручаю Правительству региона в срок до августа 2019 года разработать механизм предоставления жилья детям-сиротам в каждом многоквартирном доме, построенном за бюджетные деньги.

Эффективность решения поставленных задач зависит от грамотного управления ресурсами, проектами, программами, кадрами, и, главное, осознанного управления результатами!

2019 год — Год театра — будет насыщен культурными событиями, имеющими стратегическое значение для повышения престижа региона, его инвестиционной и туристической привлекательности. Безусловно, все события вписываются в идеологию национального проекта «Культура», которая предполагает максимальную доступность всех культурных благ, участие самих граждан в создании культурных ценностей. Нацпроект «Культура» направлен на повышение качества жизни людей путем поддержки творческих инициатив, на модернизацию культурной инфраструктуры (предполагается создать, отремонтировать и оснастить современным оборудованием более 90 организаций культуры), на внедрение цифровых технологий в культурное пространство, расширение доступа жителей всех территорий, в том числе и отдаленных, к культурным ценностям.

Изменения затронут и общедоступные публичные библиотеки, которые должны стать современными центрами доступа к информации и комфортными общественными пространствами мультикультурного назначения. Поручаю министерству культуры совместно с главами муниципальных образований организовать работу по приведению муниципальных библиотек к современным стандартам качества, превращению их в модельные библиотеки. 

Это создаст условия для решения такой амбициозной задачи, как достижение Архангельской областью статуса одного из самых читающих регионов России. Необходимо совместно со всеми заинтересованными партнерами приступить к разработке и реализации межведомственной региональной программы поддержки и развития чтения в Архангельской области.

Значимое событие 2019 года — 100-летие со дня образования трех государственных музеев Архангельской области: Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея, Сольвычегодского историко-художественного музея и Вельского краеведческого музея имени В.Ф. Кулакова. Правительством совместно с администрациями трех исторических городов, музеями проведена большая подготовительная работа по приведению в порядок и благоустройству территорий, реставрации памятников истории и архитектуры, развитию музейной инфраструктуры и созданию новых объектов. Из областного бюджета выделены значительные средства, привлечены средства федерального и местных бюджетов, спонсорские средства и средства частных предпринимателей. И, как результат, мы уже сегодня видим существенные улучшения городской среды, насыщение пространств историческим контекстом, обновление музейных зданий и экспозиций. Поручаю министерству культуры реализовать план юбилейных мероприятий в срок и на самом высоком уровне. Важно уделять особое внимание всероссийским акциям, популяризации и привлечению внимания широких слоев общества к этим событиям, особенно детей и молодежи. Это поручение касается и мероприятий по подготовке к 100-летию со дня рождения нашего земляка, выдающегося русского писателя и общественного деятеля Федора Александровича Абрамова, уроженца деревни Верколы Пинежского района.

В целях продвижения русской культуры, объективной информации о Российской Федерации и потенциале Архангельской области за рубежом необходимо усилить работу по международному гуманитарному сотрудничеству, взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Уважаемые коллеги! На достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указом Президента от 7 мая 2018 года № 204, направлены бюджетная и налоговая политика. Региональное наполнение национальных проектов заключено в рамки государственных программ Архангельской области и должно быть обеспечено в областном бюджете в необходимом объеме. Для этого важно в пределах имеющихся финансовых ресурсов обеспечить приоритизацию финансирования мероприятий по ключевым направлениям, не размениваясь на популисткие меры.

В соответствии с условиями реструктуризации федеральных бюджетных кредитов должно быть обеспечено выполнение принятых обязательств по снижению уровня государственного долга Архангельской области.

В рамках развития межбюджетных отношений областным исполнительным органам предстоит добиться повышения ответственности органов местного самоуправления за выполнение условий предоставления субсидий из областного бюджета. Должна быть на практике реализована финансовая ответственность муниципальных образований за недостижение показателей результативности использования субсидий и несоблюдение графиков строительства объектов муниципальной собственности, софинансируемых из областного бюджета.

Коллеги! Мы неоднократно говорили о необходимости государственной поддержки наиболее массовой, динамичной и гибкой формы деловой жизни, которую воплощает в себе малое и среднее предпринимательство. Решение задач, сформулированных в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» позволит запустить формирование постоянно действующего механизма улучшения деловой среды на всем пространстве региона с учетом социальных обязательств, возложенных на предпринимателей, по льготам Крайнего Севера. 

Министерство экономического развития должно так выстроить работу, чтобы максимально быстро, буквально в режиме онлайн реагировать на запросы и проблемы предпринимателей. 

Поручаю министерству завершить все процедуры по созданию многофункциональной системы поддержки потенциальных и действующих предпринимателей, а также бизнес-инвесторов, работающую по принципу «единого окна», на основе объединения региональных институтов поддержки бизнес-инициатив в единую структуру. Её работа должна быть заметна в экономическом пространстве региона уже в этом году.

Архангельская область имеет успешную практику международного и межрегионального сотрудничества. Важно продолжить работу по дальнейшему расширению географии и наращиванию регионального ресурса международного сотрудничества при сохранении существующих связей с традиционными странами-партнерами из стран Баренцева региона, в том числе по развитию внешнеэкономической деятельности.

Реализация национального проекта «Международная кооперация и экспорт» направлена на поддержку и развитие экспорта в сфере промышленности, агропромышленного комплекса, услуг, а также на реализацию системных мер развития международной кооперации и экспорта. 

Поручаю министерству экономического развития продолжить совместную с Центром работу по развитию экспортной деятельности на территории региона, оказать необходимую всестороннюю поддержку не менее чем 200 компаниям и обеспечить рост объема поддержанного экспорта не менее чем до 200 млн рублей.

Соглашения о сотрудничестве надо наполнить конкретными мероприятиями и проектами в сфере экономики, торговли и сельского хозяйства, культуры и образования.

Формирование максимально комфортных условий для жизни людей является также многогранной задачей, требующей усилий разных структур. Основная цель национального проекта «Жилье и городская среда» сводится к улучшению жилищных условий семей, в том числе переселению граждан из аварийного жилья, созданию комфортного пространства для жизни. Объем финансирования реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» на территории Архангельской области на период до 2024 года составит более 24,5 млрд. рублей, из них в 2019 году — 2,4 млрд. рублей.

При этом к 2024 году всего предстоит расселить более 450 тыс. кв. метров аварийного жилья, количество переселенных граждан превысит 26 тыс. человек. На реализацию мероприятий регионального проекта «Жилье» и «Ипотека» на 2019 год предусмотрены средства в размере более 205 млн рублей.

Мы рассчитываем на ежегодное увеличение объемов жилищного строительства, объем построенного жилья в 2024 году почти в 2 раза превысит аналогичный показатель 2018 года. 

Вопросы приобретения собственного жилья остаются ключевыми для улучшения социального самочувствия молодежи. В рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» более 200 семей улучшат жилищные условия уже в этом году. Продолжится работа по привлечению софинансирования социальных выплат за счет средств организаций работодателей. Важно отметить, что это один из инструментов поддержки молодых семей Поморья. Поручаю управлению по делам молодежи, а также министерству строительства внести предложения по новым видам и формам решения жилищного вопроса для молодежи.

В рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в 2019 году необходимо обеспечить выполнение всех видов работ по капитальному ремонту в 286 домах.

На реализацию мероприятий по газификации из всех источников финансирования планируется направить более 150 млн рублей. К строительству запланировано более 20 км газораспределительных сетей с переводом на природный газ более 1 000 квартир и домовладений.

Успешная реализация в 2018 году мероприятий по формированию комфортной городской среды продемонстрировала эффективность наших действий. В 2019 году необходимо благоустроить 130 территорий, в том числе 102 дворовых территории и 28 общественных. Планируемый объем средств на реализацию проекта — 393 млн рублей.

Правительство Архангельской области продолжает работу по подготовке программы комплексного развития объединенной дорожной сети Архангельской области в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги». Проект направлен на приведение в нормативное состояние автомобильных дорого общего пользования и объектов улично-дорожной сети, использование наилучших технологий, материалов и технологических решений в сфере дорожной деятельности.

Общий объем финансирования реализации данного нацпроекта на территории региона на период до 2024 года составит 22 млрд рублей, из них в 2019 году — 2,5 млрд рублей. 

Будет улучшена транспортная доступность районов, отдаленных от центра: Пинежского, Мезенского и Лешуконского. Впервые финансирование дорожных работ на этих территориях будет из федерального источника. Мы обеспечили значительные финансовые вложения в развитие дорожно-уличной сети Архангельска и Северодвинска. Всего этого удалось добиться благодаря серьезной совместной работе Правительства Архангельской области и депутатского корпуса.

Одним из самых своевременных стал национальный проект «Экология». Общий объем бюджетного финансирования на период до 2024 года составит более 2,4 млрд. рублей, из них в 2019 году — 1,6 млрд. рублей.

Реализация нацпроекта направлена на повышение качества водных ресурсов, повышение эффективности системы мониторинга и контроля качества атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах Архангельской области, на увеличение количества особо охраняемых природных территорий регионального значения, ликвидацию и рекультивацию свалок, создание объектов по сортировке и переработке мусора, рекультивацию объектов накопленного экологического вреда, сохранение лесов, повышение качества питьевой воды.

Обеспечение населения области качественной питьевой водой — одна из приоритетных задач. Поручаю до 1 августа 2019 года утвердить региональную программу по повышению качества питьевой воды.
Особое беспокойство в обществе сегодня вызывает тема обращения с отходами.

Решить задачу формирования современной схемы сбора, сортировки, переработки и утилизации твердых коммунальных отходов можно только выверенными, согласованными действиями всех без исключения сторон: власти, инвесторов, населения области. Важнейшим в этой работе является требование применения самых современных технологий, лучших организационных решений, привлечения достойных партнеров, что должно обеспечить экологически эффективное обращение со всеми видами отходов и, что самое главное, безопасность во всех аспектах: экологических, технических, логистических, социальных и многих других.

Несмотря на проводимую Правительством области работу, направленную на неукоснительную реализацию Федерального закона № 89 «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ», очевидно, что на начальном этапе у всех не было полного понимания глубины и сложности проблемы, осознания того, как ее намерена решать Архангельская область. Все разговоры о раздельном сборе, о новых решениях рекультивации старых свалок и недопустимости создания новых ведут те, кто либо не читал региональные законы и нормативные документы (в частности, схему обращения с ТКО), либо те, кто политизирует процесс в угоду своим корыстным интересам. 

В итоге от людей скрывают содержание предложенных властью решений, уводят в сторону эмоций и псевдоэкологических акций от обсуждения реальных вопросов важнейшей экологической задачи. Но эмоции не решают проблем. Мусор все равно не исчезнет, а действующие свалки не рекультивируются сами собой.

Мы, будучи властью ответственной, оцениваем данный вопрос с позиции государственных задач в интересах всех жителей Архангельской области, всего Русского Севера. У нас есть план, как обеспечить самое современное обращение отходов в регионе с выходом на переработку 83,2% к 2030 году, при этом уже в 2020 году обеспечить долю обработанных отходов — 60,6%. 

К 2024 году необходимо ликвидировать 75 наиболее опасных свалок мусора на территории области, обеспечить закрытие с последующей рекультивацией 191 несанкционированной свалки в границах городов. Поручаю Правительству обеспечить начало работы по реализации Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области в 3 квартале 2019 года.

Введение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами не должно негативно сказаться на наименее защищенных категориях жителей Архангельской области. Если для старшего поколения, отдельных социальных групп у нас уже предусмотрены меры по оплате услуг ЖКХ, то многодетные семьи могут оказаться в серьезной финансовой ситуации. Поручаю Правительству региона совместно с депутатским корпусом разработать меры поддержки для многодетных семей в части оплаты услуг по вывозу ТКО.

Об инвестиционном проекте, реализуемом в Ленском районе рядом со станцией Шиес совместно с Правительством Москвы.

Правительство Архангельской области поддерживало и будет поддерживать впредь проекты, направленные на развитие региона и решение социальных задач в интересах его жителей при безусловном соблюдении требований российских законов, безопасности для территории и населения и экономической эффективности. При предоставлении материалов проекта инвестор подтвердил следование этим принципам в процессе разработки проектных решений. При любых других вариантах ни один проект не может быть реализован, и решение инвесткомиссии будет отозвано. Примером принципиальной позиции является мое решение по инвестпроекту в Рикасихе. Заключение специалистов привело к его отмене.

Рассчитываю, что до конца 2019 года инвестор представит региону материалы для определения возможности начала строительства объекта с завершением всех процедур: я имею в виду общественные слушания, оценку воздействия на окружающую среду, позицию муниципальной власти и так далее. Мы — за общественный контроль, за активное включение в этот процесс региональных общественных экологических организаций. Если есть нарушения законодательства, то подключаются надзорные и правоохранительные органы. Если нарушений нет либо они устраняются в соответствии с требованиями, то проект продолжается. 

Настаиваю на необходимости постоянного взаимодействия инвестора с общественными и муниципальными структурами на территории Ленского района и соответствующими организациями Архангельской области. 

Все общество должно включиться в процесс формирования экологической культуры. Рассчитываю на активную и инициативную позицию нашей молодежи. Понятно, что этот процесс долгий и сложный, он предполагает целенаправленную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о личной ответственности каждого за происходящее. Мероприятий «просветительского» характера, проведением которых преимущественно занимаются общественные организации и СМИ, недостаточно. Прошу обратить на это особое внимание, а министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса — возглавить работу по разработке концепции по формированию экологической культуры населения Архангельской области. 

Одновременно поручаю Правительству области разработать и приступить в 2019 году к реализации программы раздельного сбора мусора во всех региональных и муниципальных бюджетных учреждениях региона, в первую очередь в школах, детских садах, социальных организациях.

Мнение людей, обладающих авторитетом и поддержкой в обществе, как лакмусовая бумажка, отражает объективную реальность. Их позиция, оценки и отношение к происходящим изменениям весьма важны. Уверен, что Общественная палата в новом составе будет вносить весомый вклад в жизнь нашего региона, в подготовку продуманных решений по всем направлениям нашей жизни. Полагаю, что Совет парламентских политических партий станет площадкой для диалога руководителей региональных отделений и фракций политических партий, представленных в областном Собрании депутатов, и представителей органов власти для выработки общей позиции по большинству ключевых вопросов. 

Создание экспертного сообщества, координация работы общественных советов разных уровней, общественный контроль реализации национальных проектов — вот первоочередные задачи, которые нам предстоит совместно решать в 2019 году.

Уважаемые коллеги!

Сегодня дан старт глобальным процессам обновления всех отраслей жизни, назад пути нет. Определяя траекторию движения на этом пути, мы сверяем «региональные часы» с «часами всей страны». 

И все наши с вами успехи, все большие и малые победы — это достояние единой большой страны. У нас одна на всех гордость за достижения земляков. Мы умеем «болеть душой» за свой народ. Потому что каждый из нас осознает себя частью могущественной нации, способной на прорывы, на подвиги во имя высокой цели. 

Наверное, неслучайно в русском языке у глагола «победить» нет формы 1 лица единственного числа. Потому что только МЫ, ВМЕСТЕ — ПОБЕДИМ, справимся с любыми задачами. В этом — уникальность нашего народа. И в этом — сила. 

Благодарю за внимание.