Человеческий капитал стал основным ресурсом развития Архангельской области

Редакция Russian Business Guide, 14 января 2019 года

Традиционные предновогодние итоги подводит не только каждый человек — вся страна, все регионы анализируют сделанное за год, формируют планы на ближайшую перспективу. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов — о том, какие успехи были достигнуты в этом северном регионе России.

— Игорь Анатольевич, начнем с традиционного предновогоднего вопроса: каковы итоги уходящего года?

 — Позитивные. Архангельская область сегодня — экономически устойчивый регион, способный развиваться и оздоравливать свою экономику. Могу похвастать, что темпы экономического роста региона превышают среднероссийские значения.
 

 Для меня важным показателем является прирост инвестиций. После значительного спада инвестиционной активности в 2014-2015 годах в Архангельской области по итогам 2016 и 2017 годов отмечен значительный прирост инвестиций в основной капитал (порядка 30% и в 2016, и в 2017 году). В целом по итогам 2018 года мы ожидаем небольшое замедление темпов роста инвестиций, на текущий момент (по итогам 9 месяцев 2018 года) мы фиксируем прирост показателей на 16,2%. Это значит, что предприниматели и инвесторы уверены в будущем и готовы реализовывать большие проекты. Примеров таких проектов много: от строительства целых лесоперерабатывающих комплексов и туристических объектов до создания новых ферм и сборочных цехов. В прошлом году Поморье было отмечено как один из регионов России с высоким ростом инвестиций в основной капитал – попробуем повторить этот успех.

 

 Мы планомерно сокращаем государственный долг — это свидетельствует об устойчивой финансовой и бюджетной конструкции региона. За девять месяцев 2018 года госдолг у нас уменьшился на 20 процентов. Дальше – больше…

 

 Инфляционные показатели в регионе по-прежнему ниже
общероссийских, кроме того, они остаются самыми низкими и в Северо-Западном федеральном округе. При этом в нашей области хороший уровень привлечения банковских — потребительских, ипотечных — кредитов. Значит, люди связывают свое будущее с Архангельской областью.

 — Архангельск – это ворота Арктики, вы связываете развитие региона с развитием арктических проектов?

 — Президент назвал Архангельск воротами в Арктику, я с ним согласен, хотя знаю, что «точек входа» в арктическое пространство множество, и у каждой территории: Мурманск, Нарьян-Мар, Тюмень, Норильск, Красноярск — есть свои преимущества. Согласитесь, нам трудно конкурировать с незамерзающим портом Мурманска или с промышленными центрами севера Сибири, однако исторически Арктику осваивали именно отсюда – из Архангельска и, что важно, делали это сообща, вместе. Этим мы и продолжаем заниматься.
 

 Мы не перестаем повторять, что Арктика требует специальных подходов. Нельзя рассматривать Арктику исключительно как источник полезных ископаемых или углеводородов.

 

 В Архангельске в 2019 году пройдет очередной международный форум «Арктика — территория диалога», на котором при участии Владимира Путина мы обсудим многие общие для арктических территорий проблемы и, уверен, найдем верные решения.

 

 Основная идея грядущего форума — «Арктика — океан возможностей». Нам сегодня важно донести до людей, что высокие широты — это не только место на земле, где люди преодолевают трудности в экстремальных условиях. Мы живем на территории, которая может и должна иметь все: достойное жилье, дороги, социальную сферу. А залог успеха — инвестиционные проекты, действующие сегодня в Архангельской области: от добычи полезных ископаемых и деревообработки до создания производственно-логистического комплекса.

 

 В Арктике идет реализация сразу нескольких масштабных промышленных проектов, и почти в каждом из них задействованы предприятия нашего региона: они производят оборудование, металлоконструкции, модульные здания, организуют доставку грузов по воде и по суше, проводят геологические и инженерные изыскания. Верфи Архангельска и Северодвинска спускают на воду суда ледового класса и готовятся к производству крупнотоннажных морских сооружений – таких как
ледостойкие добывающие платформы.
 

 Только в проекте «Ямал СПГ», позволившем России выйти на мировой рынок сжиженного природного газа, приняли участие более 150 поставщиков и подрядчиков из Архангельской области. Уже несколько лет успешно функционируют морская стационарная платформа «
Приразломная», нефтеотгрузочные терминалы «Ворота Арктики» и «Варандейский».
 

 Еще один крупный проект, едва ли возможный без участия местных предприятий, – разработка Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле. Промышленная добыча руды здесь начнется в 2023 году. Архангельск будет использоваться как основной порт для перевалки грузов, причем в обе стороны: прежде чем начать добычу, на Новую Землю нужно будет завезти сотни тысяч тонн оборудования и стройматериалов.

 

 Вот вам и ответ: где Арктика, там и Архангельск.

 — Но ведь Поморье – это еще и традиционный выход на внешний рынок. Сюда приходили корабли заморских купцов, отсюда отправляли в Европу беломорскую доску. Как сегодня обстоит дело с экспортом?

 — Регион выходит на «досанкционный» уровень. Только за девять месяцев 2018 года объем экспорта в регионе достиг 2,02 миллиарда долларов — в основном это поставки леса и всего, что из него производят. Заинтересованность в торговле с регионом есть и довольно большая. В 2018 году к нам приезжали самые разные деловые миссии. Цель у всех одна: прощупать почву и найти варианты для сотрудничества.
 

 Конечно, иностранцев интересует, прежде всего, наш лес и продукты лесопереработки, однако есть примеры, когда мы экспортируем и продукцию из беломорских биоресурсов, традиционные северные напитки и т.д.

 

 Меня больше интересуют те компании, которые предлагают создавать совместные проекты: производства или торговые дома, когда они что-то вывозят из Архангельской области, вместе с тем предлагая свою продукцию для жителей Поморья.

 

 К примеру, совместно с Арменией планируем создать «торговые дома»: наш регион сможет поставлять в республику, скажем, водоросли, а Армения в Архангельскую область — продукты питания. Представители Фарерских островов, недавно посетившие регион, готовы поставлять рыбу, чтобы обратно везти доску и брус. Такое сотрудничество
взаимообогащает обе стороны и налаживает пути к
 новым проектам.

 

 Мы всегда ищем партнёров для того, чтобы дружить регионами. У нас есть что предложить: лес, бумага, картон, рыба, водоросли. Мы очень хотим, чтобы развивался туризм, причём в обе стороны.

 — Экспорт требует хорошей инфраструктуры. Как с этим обстоят дела?

 — Вы правы, экспорт очень чувствителен к инфраструктуре – дороги, порты, склады. У нас есть большой проект по созданию в Архангельске современного порта – мы уже говорили об арктических проектах – там загруженность портовой инфраструктуры очень высока. Это требует большой работы по дноуглублению и строительству современного портового терминала и созданию регионального логистического оператора, готового управлять запросами больших и малых компаний, а также системы складов для перевалки грузов. Это, повторюсь, большая работа, требующая государственной поддержки и инвестиций.
 

 Кроме того, мы давно говорим о
Белкомуре — железной дороге, которая свяжет морские регионы Северо-Запада России, арктические порты с Уралом и Сибирью. Эффект от строительства Белкомура колоссальный: дорога напрямую влияет на рост валового национального продукта, не говоря уже о возможностях, которые открываются перед производителями товаров, по доступу к современным логистическим услугам как за пределами России, так и внутри. В Архангельске Белкомур должен быть соединен с современным портом-роботом, оснащенным по последнему слову техники.
 

 Мы не прекращаем заниматься этим проектом, ищем партнеров, инвестиции. Здесь, кстати, закономерен интерес наших соседей. Совместные действия с Республикой Коми — основа того, чтобы проект должным образом позиционировался как у иностранных инвесторов, так и внутри страны. Дополнительную грузовую базу, которая пройдет через Архангельскую область, сформирует и Северный широтный ход: в перспективе он даст «насыщение» и
Белкомуру. Это, кстати, подтвердили специалисты РЖД, приезжавшие к нам в область. Рост грузовой базы при строительстве Северного широтного хода они оценили в 20 миллионов тонн.

 — Что ждет регион в будущем? Определили вектор развития?

 — Архангельская область – один из тех регионов, которые разработали стратегию развития до 2035 года – на ближайшие 17 лет. Вместе с жителями, бизнесом, экспертами и научным сообществом мы обсудили предлагаемые меры поддержки предпринимательства, разработку и внедрение инноваций, развитие передовых систем связи, создание в регионе современного образовательного центра, шаги по развитию гражданского общества, а также многие другие вопросы. Это важно, ведь главная цель, которую мы ставили, – сформировать документ, определяющий базовые ориентиры региона.
 

 Совместно мы определили главное направление работы — человеческий капитал как основной ресурс развития области. Таков современный взгляд на программы развития территорий. В первую очередь, важно инвестировать в человека. Есть социальная сфера, есть экономика, есть пространственная проекция, определяющая, что именно и на каких территориях будет развиваться. Но основа всего – человек!

 

 Сегодня такая стратегия или вектор у региона есть. Реализация стратегии – это интереснейшая задача, возможность каждого принять участие в общем деле улучшения качества жизни в нашей области. Подчеркну — подключиться к реализации может каждый.

 

 Мой подход к реализации задуманного прост: область должна получить все самое лучшее во всех сферах: передовые разработки, инновационные технологии, высококвалифицированные кадры. Только так мы сможем развить Поморье. Всех заинтересованных приглашаю в гости: и поговорим, и регион покажем, и найдем, как совместно поработать!

 — Успехов вам в реализации задуманного!

http://www.rbgmedia.ru/post.php?id=5717

14 января 2019 года, редакция Russian Business Guide