Выступление Губернатора Архангельской области И.А. Орлова на панельной дискуссии деловой части Маргаритинской ярмарки

19 сентября 2019 года

Дорогие друзья!

Я рад приветствовать участников деловой программы Маргаритинской ярмарки!
Сохранение традиции проведения этого форума в городе, стоявшем у истоков становления торгово-экономического сотрудничества между Россией и Европой, имеет важнейшее значение.

Можно с гордостью отметить, что региону удалось не только сберечь этот осенний праздник, но и превратить его в крупный международный форум. В этом году участниками деловой программы Маргаритинской ярмарки стали представители делегаций из пяти стран. Кроме того, Архангельск вновь станет площадкой для проведения III российско-норвежской поморской конференции по рыболовству.

Сегодня Маргаритинская ярмарка является своего рода точкой отсчета для торгово-экономической жизни региона. Если задуматься, то и здесь очевидна преемственность поколений: до Петра I новый год отмечали именно в сентябре, в это время наши предки подводили своеобразные итоги года, оценивали свои достижения. Теперь и мы в эти сентябрьские дни сверяем часы, даем оценку результатам работы, проделанной на протяжении года, и строим планы на будущее.

Из года в год Маргаритинская ярмарка развивается, мы совершенствуем её программу, стремимся сделать её интересной, актуальной для максимально широкой аудитории. Этот год не стал исключением — гостей и участников ждет много сюрпризов.

Один из них — награждение победителей регионального этапа Национальной премии «Бизнес-успех». Состязание, организованное Опорой России, Общественной палатой Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив, проводится в Архангельской области. Символично, что именно на Маргаритинской ярмарке зарождается эта новая традиция. Убежден, что это принесет успех нашим предпринимателям на федеральном этапе конкурса, а само состязание станет ежегодным.

Значимым новшеством стало тематическое объединение торговой, деловой, и культурной составляющих ярмарки. Лейтмотивом в этот раз стал гастрономический туризм. Обсуждению перспектив этого направления как драйвера развития территорий посвящена сегодняшняя панельная дискуссия.

В данном вопросе очень важен комплексный подход.

Безусловно, развитие гастрономического туризма — это развитие бизнеса, развитие территорий. Но наряду с формированием новых источников роста региональной экономики, данное направление способствует выполнению еще одной не менее важной задачи — сохранению исконно северных обычаев и традиций, нашего культурного кода. Потому что традиционная кухня — отражение и образа жизни наших предков, и их убеждений и верований.

Внимание развитию внутреннего туризма и улучшению условий предпринимательской деятельности участников туристкой сферы уделяется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и регионального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».

Гастрономический туризм необходимо рассматривать как важную составляющую экономики впечатлений, поскольку гастрономия привлекает туристов и создает спрос на определенные продукты.
Для любого путешественника знакомство с кулинарными традициями — неотъемлемая часть поездки. Популяризация северных блюд, выявление рецептов, характерных для конкретных территорий — один из способов привлечения туристов.

Наш регион давно прославился своей рыбой, северными ягодами, козулями. Но даже мы, жители Архангельской области, порой не знаем, какие удивительные рецепты бережно хранятся в наших муниципальных образованиях. Многие ли из вас знают о традиционном кофе по-мезенски, который пьют из самовара, или о квасе из ржаной муки и исландского мха? А ведь это уже готовые «гастрономические бренды».

И речь идет не только о редких, экзотических блюдах, но и продукции, которая становится особенной за счет наших северных ингредиентов и рецептов. Будет ли она пользоваться спросом? Будет! Яркий тому пример — устьянские соки из натуральных ягод, которые несколько лет назад были представлены на Первой российской гастрономической неделе в Испании, получили высочайшую оценку. Я уже не говорю о продукции нашего водорослевого комбината, всеми любимом мармеладе на агар-агаре.

Программа Маргаритинской ярмарки формируется на основании предложений от предпринимательского сообщества, общественных объединений. При организации мы, по сути, просто поддерживаем и развиваем ваши идеи. Именно поэтому я очень рад, что в этом году в качестве главной темы был выбран гастрономический туризм. Это значит, что сегодня и жители региона, и представители бизнеса, чувствуют значимость данного направления, готовы участвовать в его развитии.

Гастрономический потенциал Архангельской области будет обсуждаться на многих площадках форума с участием региональных, федеральных и международных экспертов.

А главное — с участием жителей региона, представителями всех муниципалитетов, которые как никто другой знают, в чем ключевые особенности, богатство их малой родины.

Программа Маргаритинской ярмарки обещает быть насыщенной и увлекательной, что позволяет мне с уверенностью сказать, что форум вновь станет ярчайшим событием в жизни региона!

Желаю всем плодотворной работы!