Затишье на областной политической арене нарушилось заявлением губернатора Игоря Орлова о готовности принять участие в следующих выборах главы региона. Тем более что прозвучало оно на конференции партии «Единая Россия». И сейчас, пожалуй, это самая обсуждаемая новость — с предположениями, догадками и прогнозами. Здесь сразу стоит оговориться: фактически Игорь Орлов сказал о том, что готов идти на выборы, а не о том, что идёт. Подробнее об этом мы поговорили с главой региона.
— Все жители Архангельской области. Именно перед ними я должен отчитаться о проделанной работе, а если приму окончательное решение идти на выборы, тогда должен буду представить свою программу.
— Сегодня есть готовность, о которой я серьезно заявил. Но чтобы называть себя кандидатом, безусловно, необходимо заручиться поддержкой. Поддержкой жителей Архангельской области и поддержкой президента. Они в данном случае абсолютно равнозначны, без одного нет другого.
Кроме этого, есть ещё и целый ряд важных процедур — необходимо провести встречи с депутатами местного самоуправления и жителями Архангельской области. Только после всего этого можно принять окончательное решение.
Прекрасно понимаю, насколько оно ответственное, но я готов использовать право на ещё один губернаторский срок и не собираюсь отказываться от всего, что сделано за последние годы.
Про то, что сделано и в каком объеме — это отдельный и очень долгий разговор. Всегда есть люди, которые видят только хорошее, есть и те, кто замечает только плохое. Вот всего лишь один факт — на ноябрьской сессии мы приняли бюджет с рекордной расходной частью: впервые она превысила 100 миллиардов рублей. Для сравнения, первый бюджет, который я принимал как губернатор, и, можно сказать, перешёл по наследству, был ровно в два раза меньше. За семь лет мы стали тратить вдвое больше! При этом и зарабатывает регион больше — доходная часть бюджета стабильно подрастает примерно на 10 процентов в год. Бюджет становится все более социальноориентированным — общий объем средств на повышение заработной платы в 2020 году составит 1,8 миллиарда рублей, расходы на образование в следующем году мы увеличили сразу в два раза, расходы на сдерживание роста тарифов ЖКХ — на треть. А долги мы не наращиваем, а наоборот, закрываем все быстрее. Это то, над чем постоянно работает вся команда правительства Архангельской области.
— Конечно. Я состою в «Единой России», вхожу в президиум. Нет совершенно никаких оснований говорить о другом варианте. «Единая Россия» — самая сильная и самая состоятельная на сегодня политическая организация Архангельской области. Мы вместе несём ответственность за развитие региона и важно представлять своё видение его будущего. Иногда нужны такие прозрачные сигналы, чтобы не только политическая конструкция была устойчивая, но также и социальная, и экономическая. И я убеждён, что любой кандидат должен опираться на общественно-политическую силу.
Сделать себя равноудаленным от всех на территории Архангельской области, это значит стать никем, стать чужим. Где профессионалы, которые тебя поддержат? Если ты нахватаешь специалистов из разных политических конструкций, будет хаос. Если ты не обопрёшься изначально на какую‑то платформу, сделаешь все политические силы вокруг себя оппозицией.
Опять же, сигналы. Когда есть фоновые разговоры о том, что губернатор (не обязательно Орлов, а в целом) вот-вот куда‑то уйдет или его снимут и попросят освободить кабинет, то очень многим людям сложно определяться с тем, как они видят своё будущее. Поэтому я прямо сказал о своих намерениях однопартийцам и соратникам. Сегодня у них есть сигнал, и им будет легче размышлять о том — с Орловым они или без Орлова.
— Я как человек не борюсь за власть. Если не стану губернатором, в таком случае знаю, чем буду заниматься, у меня есть опыт и знания. Но победа однозначно важна: есть начатые крупные проекты, которые мы обязаны довести до конца. Ни я как губернатор, ни команда в лице областного правительства не собираемся снимать с себя за это ответственность и оставлять дело на полпути. Поэтому победа — это не сохранение должностей, а вопрос дальнейшего развития региона.
— Восемь лет говорю, что всевозможные рейтинги мне интересны только с точки зрения корректировки моих действий в ту или иную сторону. А не для того, чтобы всё бросить и убежать. Главным всё же остаётся не то, на каком я месте в рейтинге, а как меняется качество жизни в области. А оно меняется в лучшую сторону, это очевидно.
Есть такое понятие «непопулярные меры». Они могут быть крайне эффективными и полезными для общества, но при этом не понравиться какой‑то категории людей. Я никогда не боялся таких спорных вопросов. Если есть решение, которое улучшит благосостояние жителей Архангельской области, но при этом негативно отразится на моем рейтинге — приму без раздумий.
Со стороны федерального центра мы всегда ощущаем поддержку. Но она в равной степени доступна всем регионам. Мы используем эти возможности по максимуму — в интересах жителей Архангельской области.
— До Шиеса.
— Вспомните — шум начался изначально не из‑за Шиеса. А от того, что группа людей придумала, что московский мусор будет везде в Архангельской области. Тогда появились интересанты, которые стремились сохранить свой старый статус-кво в мусорном бизнесе, появились интересанты, которые решили поднять свой политический и общественный рейтинг, и появились желающие банально заработать на этом. И они начали раскачивать ситуацию. Они сказали, что вся Архангельская область — единый полигон для мусора из Москвы. А потом уже выкристаллизовался Шиес. И это тоже точка концентрации интересов большой группы людей, в том числе и людей, беспокоящихся об экологии Архангельской области. И они вправе высказывать беспокойство и формулировать вопросы к власти. Но волна протестов возникла не на одном Шиесе, а на целом наборе информации, которая не соответствовала действительности. Я не раз говорил, что признаю и не снимаю ответственности с областного правительства в том, что мы не смогли вовремя донести до людей полную официальную информацию. Но на ошибках учатся, и мы много работаем в части диалога с обществом.
— Необходимо разобраться и представить людям, какие планы есть у властей и инвесторов, и только после того как людям представят проект и они с ним согласятся, можно будет начать его реализацию.
— Вообще, любой крупный проект по закону должен пройти процедуру общественных обсуждений. И этот случай не исключение.
— Есть поручение сделать это максимально широко. Учитывая важность проекта, необходимо обеспечить участие в его обсуждении самому широкому кругу людей, экспертов.
— Если все выскажутся против, этого проекта не будет! А как иначе? В законе об этом чётко написано.