Социально-экономическое развитие Архангельской области

Выступле­ние Губер­нато­ра Архан­гель­ской области И. А. Орлова на пер­вом образо­ватель­ном меро­прия­тии (лек­ции) в рам­ках реали­за­ции в Архан­гель­ской области пар­тийно­го про­ек­та «Граж­данс­кий уни­вер­сит­ет», 27 марта 2015 года

Уважаемые коллеги! 

Макроэкономическая статистика свидетельствует о том, что ситуацию в Архангельской области за 2014 год можно оценить как стабильную. В экономике региона положительные темпы роста были отмечены в лесопромышленном комплексе, сельском хозяйстве, на потребительском рынке.

Определяющим фактором динамичного развития экономики региона являются инвестиции. Инвесторы крайне чутко реагируют на экономическую и политическую конъюнктуру. Поэтому основная задача сегодня – создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса. При этом, несомненно, должен быть обеспечен баланс интересов жителей региона и предпринимателей. Своей главной задачей Правительство Архангельской области видит повышение инвестиционной привлекательности региона.

В 2014 году продолжено внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти Архангельской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Мы создали специализированную организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в Архангельской области – Корпорацию развития, которая станет ключевым элементом механизма реализации инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия определяет приоритеты и конкретные шаги по наращиванию инвестиционного потенциала региона. Она должна быть утверждена в ближайшее время.

С учетом итогов 2014 года по внедрению регионального инвестиционного стандарта Архангельской области в 2015 году предстоит приступить к полной перезагрузке подходов к работе с инвесторами, в том числе в ежедневном режиме работать по снижению административных барьеров в регионе.

Объем инвестиций в основной капитал за 2014 год составил 64 млрд. рублей, это 64,4% к уровню 2013 года. Снижение инвестиций обусловлено завершением работ на ряде крупных объектов: горно-обогатительного производства на месторождениях алмазов им. Ломоносова и им. Гриба, бумагоделательной машины и автономной меловальной установки в филиале «Группа Илим» в Коряжме.

На эту ситуацию можно посмотреть и под другим углом: основные работы на строительстве горно-обогатительных комбинатов завершены в 2013 году, аналогичная ситуация и на объектах инфраструктуры – завершение работ на газопроводе. Кроме этого, искажают показатель инвестиции в «обеспечение военной безопасности», носящие разовый характер.

Очистив базовый показатель 2013 года, мы оцениваем 2014 год на уровне 90% к уровню прошлого года в сопоставимых ценах.

Особая роль в стабилизации и развитии экономики отводится малому и среднему бизнесу.

В 2014 году на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области были привлечены средства федерального бюджета в размере 149 млн. рублей. Всего финансовую поддержку в 2014 году получили 178 субъектов малого и среднего предпринимательства, проекты которых предполагают создание более 1700 рабочих мест.

В 2015 году меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будут скорректированы в сторону повышения их эффективности, т.е. поддержка будет предоставлена тем предприятиям, которым она действительно необходима, а не для снижения издержек того или иного бизнес-проекта.

Широкий спектр мер государственной поддержки мы сохраним, однако, стоит уделить внимание развитию инфраструктуры для бизнеса, в частности, при решении вопросов подключения к системам электро-, тепло- и водоснабжения.

Важной задачей является обеспечение доступа малого бизнеса в цепочки поставщиков крупных компаний. Здесь необходимы совместные усилия государства, бизнеса и госкомпаний. Живым инструментом послужат инновационные территориальные кластеры.

В прошедшем году особое внимание было уделено поддержке малого и среднего бизнеса в лесопромышленном комплексе. А именно:

— в конце 2014 года в областное законодательство внесена норма, позволяющая заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства;

— принято решение о передаче малому бизнесу лесов Верхнетоемского лесничества, ранее находившихся в аренде Лесозавода № 2;

— поддержан инвестиционный проект малого бизнеса в сфере лесопереработки – «Поморский лесной технопарк», для реализации которого предоставлены на льготных условиях лесные ресурсы в объеме 270 тыс. куб. метров.

В целом по показателям лесопромышленного комплекса за 2014 год наблюдалось снижение по ряду покзателей в сравнении с 2013 годом.

Причиной снижения объема заготовки древесины в 2014 году стало прекращение проведения аукционов по купле-продаже лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых с целью содействия занятости населения.

На снижение производства пиломатериалов повлияло банкротство Соломбальского ЛДК.

Сокращение производства целлюлозы товарной произошло в связи с переориентацией филиала «Группа «Илим» в Коряжме на выпуск офисных и мелованных видов бумаги.

Однако стоит сказать о значимых мероприятиях в ЛПК, которые дают задел на многие годы вперед.

Первое. На Архангельском ЦБК введен в эксплуатацию многотопливный котел-утилизатор стоимостью 1,5 млрд. рублей для совместного сжигания осадков сточных вод и кородревесных отходов. Еще 1,5 млрд. рублей направлено на строительство нового цеха по производству нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы и реконструкцию картоноделательной машины.

Второе. В филиале «Группы «Илим» в Коряжме завершены работы по строительству меловальной установки на бумагоделательной машине. Ввод в эксплуатацию планируется осуществить в 2015 году. Реализация мероприятия позволит наладить выпуск 70 тыс. тонн в год импортозамещающей продукции – мелованной бумаги для полиграфии.

Третье. На Цигломенском участке 25-ого Лесозавода запущен завод по производству пеллет мощностью 60 тыс. тонн древесных гранул в год.

И четвертое. Образован первый в России инновационный лесопромышленный кластер, объединивший 24 предприятия лесной отрасли, научных и образовательный учреждений, транспортных компаний.

Важно также отметить, что впервые с 2010 года выполнены плановые показатели по лесовосстановлению. Площадь лесовосстановления хозяйственно ценными породами составила более 60 тыс. гектаров – это102 % к плану, и превысила площадь сплошной рубки 2014 года.

Сегодня для развития лесопромышленного комплекса есть несколько приоритетных направлений.

В условиях дефицита сырьевых ресурсов при использовании механизма приоритетных инвестпроектов преимущества в получении лесных участков должны иметь проекты, направленные на производство импортозамещающей продукции.

Кроме того, необходимо выделять лесные участки, удобные для муниципальных нужд, а также обеспечить поддержку малому лесному бизнесу, приобретающему древесину по договорам купли-продажи лесных насаждений. Соответствующий федеральный законопроект уже вносится в Госдуму.

Сегодня мы имеем готовые площадки с развитой инфраструктурой, пригодные для размещения новых производств. Это бывшие предприятия ЛПК, которые завершили свою работу. Следует активно использовать этот потенциал и направить его на развитие территории.

Важным субъектом экономической деятельности региона является сельское хозяйство. Государственная поддержка агропромышленного комплекса в 2014 году осуществлялась в рамках реализации госпрограммы. На развитие сельского хозяйства региона было направлено 608 млн. рублей из федерального бюджета и 676 млн. рублей – из областного бюджета.

Индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2014 году составил 103% к уровню 2013 года.

По итогам года по отношению к 2013 году отмечен рост валового надоя молока на 1,5 % и производства яиц в 1,5 раза.

Важными для региона является сохранение архангельской конюшни и передачи ее на баланс агрофирме «Вельская», а также вовлечение в оборот 364 гектаров ранее неиспользуемых сельхозугодий.

Помимо производства местной продукции, насущными являются вопросы её сбыта. Для решения данной задачи считаю необходимым открыть во всех районах области магазины местных товаропроизводителей. Для сбалансированного развития производства форматы торговли должны быть различными. Это обеспечит гарантированный сбыт произведенной продукции, особенно фермерской, без посредников. Тем более что первые шаги в этом направлении нами были предприняты еще в середине прошлого года, когда наше Правительство установило льготные ставки за пользование земельным участком для размещения таких объектов торговли.

С целью развития сельских территорий Архангельской области Правительством региона реализуются мероприятия по предоставлению социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности на строительство или приобретения жилья.

В 2014 году с использованием средств субсидий свои жилищные условия в сельской местности смогли улучшить 150 семей, из них 50 – молодые семьи.

Активное участие в мероприятиях по строительству ведомственного жилья приняли сельхозтоваропроизводители Вельского и Устьянского районов, за прошедший год на условиях софинансирования из областного бюджета ими было приобретено 16 жилых помещений для специалистов – аграриев.

Чтобы строящееся и уже существующее жилье было еще более комфортным, а условия жизни на селе были привлекательными, реализуются мероприятия по газификации сельских населенных пунктов, продолжается строительство локальных водопроводов.

Наше сельское хозяйство – это потенциальная точка роста в регионе в ситуации закономерной потребности в качественных и экологически чистых продуктах. Поэтому Правительство области уделяет такое пристальное внимание развитию агропромышленного комплекса.

Правительством Архангельской области на протяжении последних трех лет проводится работа по оптимизации государственного регулирования оптовых цен на природный газ, реализуемый на территории региона.

На первом этапе этой работы удалось добиться «заморозки» оптовых цен на газ на 2013 год на уровне 2012 года. В 2014 году оптовые цены на газ не повышались на всей территории России. При этом в течение 2014 года нами была продолжена работа по дальнейшей стабилизации цен на газ.

В результате Федеральной службой по тарифам совместно с Правительством регион, а также с участием министерства энергетики Российской Федерации и ОАО «Газпром» разработана и утверждена среднесрочная Программа формирования регулируемых оптовых цен на газ в Архангельской области.

Данная Программа предусматривает до 2016 года «заморозку» оптовых цен на газ для прочих потребителей, а с 2017 по 2020 год – постепенное их выравнивание на территории Архангельской области, в результате которого в 2020 году будет установлена одна оптовая цена для потребителей региона. Сохранение оптовых цен на газ позволило значительно снизить темпы роста тарифов на тепловую энергию.

Развитие экономики призвано улучшать качество жизни населения. Приоритетным направлением для Правительства региона остается жилищное строительство.

В 2014 году введена в эксплуатацию 321 тысяча кв. метров жилья, что на 10% больше, чем в 2013 году. Индивидуальное жилищное строительство составило 133% к показателю 2013 года.

Продолжалась реализация жилищных программ: переселение граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечение жильем молодых семей, работников бюджетной сферы. Кроме того, продолжалось полным ходом строительство объектов социальной инфраструктуры.

В 2014 году было ликвидировано 47 тыс. кв. метров аварийного жилья и переселено из аварийных домов 2 792 человека. В перспективе нам предстоит усилить работу с аварийным жилым фондом.

Продолжена работа по формированию и предоставлению гражданам земельных участков семьям, имеющим трех и более детей. 6092 многодетные семьи изъявили желание получить в собственность земельные участки. Предоставлено в собственность таким семьям 2105 участков. Также за счет средств областного бюджета на территории Архангельска сформировано 350 земельных участков для последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства главным вопросом остается качество предоставления услуг ЖКХ.

До 31 марта на сайте Правительства проводится интернет-опрос населения нашей области, который позволит определить степень удовлетворенности граждан услугами ЖКХ, а также транспортными услугами и состоянием дорог области. Результаты опроса в разрезе муниципальных образований будут доступны на сайте с 1 мая.

По вопросам жилищно-коммунального хозяйства проводится большая информационно – разъяснительная работа с населением.

Сегодня в активную фазу перешла реализация программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В прошлом году Правительством был образован Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области и завершены все организационные мероприятия, в этом году будут отремонтированы первые дома.

Со стороны государственной жилищной инспекции усилен контроль за деятельностью управляющих компаний. Специалистами инспекции проведен мониторинг управляющих компаний и ТСЖ, в ходе которого выявлена положительная динамика в раскрытии информации: в полном объеме раскрывают информацию о своей деятельности в сети «Интернет» 85% компаний, в то время как в 2013 году – только 46%.

Сегодня всем очевидно, что рост экономики, стабильность социальной сферы и мобильность населения напрямую связаны с развитием транспортной инфраструктуры. В 2014 году произошли положительные изменения, несмотря на то, что вопрос качества автомобильных дорог в населенных пунктах остается открытым.

За счет капитального ремонта приведено в нормативное состояние 69 километров автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Завершена реконструкция участка автомобильной дороги в Вилегодском районе протяженностью 6,6 километра, что позволило вдвое сократить грунтовый разрыв на автомобильной дороге, обеспечивающей связь с Республикой Коми. Завершение работ по ликвидации грунтового разрыва запланировано на 2015 год.

Также введен в эксплуатацию участок «19 ветка Хайнозерской дороги» протяженностью 8,3 км, который позволил открыть регулярное автобусное движение между Архангельском и Онегой.

Мы продолжаем работу по приведению дорог и мостовых сооружений в нормативное состояние, обеспечению связи районных центров с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также строительство подъездов к сельским населенным пунктам. В настоящее время ведется работа по привлечению федеральных средств на строительство (реконструкцию) перегона Брин-Наволок – Плесецк.

Дорожное строительство должно сопровождаться развитием автобусной маршрутной сети общего пользования. Агентство по транспорту уже разработало новые межмуниципальные маршруты.

На водном транспорте введена новая пассажирская линия «Мезень – Каменка». Убытки перевозчика от регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа компенсируются за счет областного бюджета.

Проведен капитальный ремонт самоходного парома СП-17 за счет средств областного бюджета. С августа 2014 года паром эксплуатируется на пассажирской линии в пос. Двинской Березник.

На железнодорожном транспорте обеспечена перевозка пассажиров 55 пригородными поездами. Пригородные перевозки были сохранены на уровне 2012 года. В течение года предоставлялась 50-процентная скидка для студентов и школьников на приобретение билетов на пригородные поезда. Убытки компенсированы перевозчику из средств областного бюджета.

В 2014 году сохранены все социально важные линии авиасообщения для труднодоступных и удаленных районов области.

Учитывая географические особенности нашей области, практическое развитие должна получить малая авиация. При поддержке Федерального агентства воздушного транспорта в 2015 году мы планируем завершить консолидацию активов авиатранспортных предприятий региона, что позволит существенно расширить маршрутную сеть. Необходимо предельно снизить бюрократические барьеры, создать реальные возможности полетов для туристических целей, бизнеса, санавиации.

Перспективным направлением для экономики Архангельской области является развитие туризма. В прошлом году увеличилось количество заходов иностранных пассажирских судов в морские порты Архангельской области, на территорию национального парка «Русская Арктика». Количество российских и иностранных туристов, прибывших в регион в 2014 году, составило около 390 тысяч человек, что выше показателя 2013 года на 4 %.

В дополнение к формированию туристских кластеров «Устьяны» и «Каргополье», в 2014 году были одобрены для получения федеральных субсидий проекты создания кластеров «Беломорский» и «Котлас—Сольвычегодск». Проделанная работа способствовала повышению интереса инвесторов. В сферу туризма в 2014 году инвестиции увеличились более чем в 2 раза. Введено в эксплуатацию 12 новых объектов. Объем реализованных услуг в сфере туризма по итогам 2014 года составил более 2 миллиардов рублей.

Бюджетная политика 2014-го года была направлена на обеспечение финансирования приоритетных направлений реализации государственных программ в условиях ограниченности ресурсов.

План по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета выполнен. Общий объем доходов с учетом поступлений от других бюджетов составил 63 миллиарда рублей, расходов – 70 миллиардов. Две трети расходов приходятся на отрасли социальной сферы. Обеспечено исполнение всех важнейших расходных обязательств.

Дефицит областного бюджета сложился в размере 7 миллиардов рублей, одним из основных источников покрытия которого были федеральные бюджетные кредиты под ставку 0,1 % годовых, что позволило заменить ими более дорогие банковские кредиты.

Госдолг региона на 1 января 2015 года составил 32,7 миллиардов рублей. Его уровень находится в пределах, определенных Бюджетным кодексом.

Мы постоянно реализуем мероприятия по увеличению доходов, повышению качества бюджетного планирования, оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, совершенствованию долговой политики. В результате активного использования различных инструментов экономия только на процентах за обслуживание государственного долга составила 448 миллионов рублей.

С прошлого года полномасштабно заработали программно-целевые методы бюджетирования. Напомню, что бюджет на 2014 год и на плановый период впервые был принят и исполнен в программном формате.

Продолжается совершенствование системы оплаты труда в новых условиях финансового обеспечения учреждений. В результате усилия области получили высокую оценку на федеральном уровне. В прошлом году Архангельская область была отнесена Минфином России к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем управления региональными финансами.

При планировании действий на ближайшую перспективу основной задачей на сегодня является обеспечение устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления финансовыми ресурсами.

В числе безусловных приоритетов сохранилось исполнение майских указов Президента Российской Федерации.

В текущем году предстоит сформировать на долгосрочный период прогноз социально-экономического развития и бюджетный прогноз. Необходимым условием сохранения бюджетной стабильности является наращивание доходного потенциала консолидированного бюджета.

Другим необходимым условием является проведение ответственной политики расходования бюджетных средств.

В связи с проводимой реформой местного самоуправления уже в этом году должны быть внесены существенные изменения в систему межбюджетного регулирования.

В рамках долгосрочного бюджетного планирования должна быть реализована задача сокращения бюджетного дефицита и снижение доли рыночных заимствований в общем объеме долговых обязательств, в том числе за счет замещения их федеральными кредитами.

Все наши старания в части развития экономики региона важны не сами по себе, а в качестве гарантии полноценной, стабильной жизни каждого человека, каждой семьи нашей области. Наличие центров качественного образования, получение квалифицированной медициной помощи, возможность заниматься спортом, наличие перспектив для молодежи, гарантированная социальная поддержка наравне с разнообразием культурных предложений – всё это является стимулом для того, чтобы люди «пускали корни» в нашу северную землю, находили здесь применение себе и своему таланту. Проводя инвентаризацию и оптимизацию регионального бюджета, мы ориентируем его прежде всего на социальную сферу.

Уроки прошлых лет позволяют сделать выводы о том, что достижение динамичного экономического роста и социального развития общества без качественных изменений в системе образования невозможно.

В развитие образования в регионе уже инвестированы значительные средства.

Это принесло свои плоды. В сфере дошкольного образования введено в эксплуатацию 6 детских садов на 885 мест. После реконструкции, капитальных и текущих ремонтов детских садов введены дополнительные группы. Всего дополнительно создано более 1600 мест.

Приоритетом в сфере общего образования остается достижение нового качества. Мы делаем все возможное для повышения заработной платы педагогам. И по итогам ведомственного мониторинга заработная плата педагогических работников в 2014 году достигла целевых индикаторов, установленных «майскими» Указами Президента.

2014 год стал успешным в части развития инфраструктуры системы образования и укрепления материально-технической базы общеобразовательных учреждений. Отвечая требованиям развития массовости школьной физкультурно-спортивной работы, в 2014 году осуществлен ремонт спортивных залов 55 общеобразовательных организаций.

Отмечу также, что в 20 общеобразовательных организациях, расположенных в 15 муниципальных образованиях Архангельской области, приобретено специальное реабилитационное, учебное и компьютерное оборудование, позволяющее обеспечить совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей без нарушений.

Показателем качества образования, несомненно, являются результаты государственной итоговой аттестации выпускников школ. В 2014 году единый государственный экзамен проводился в новых условиях.

Были приняты серьезные меры, направленные на обеспечение прозрачности и объективности всех процедур: видеонаблюдение, присутствие общественных наблюдателей. В 2014 году улучшились средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике.

В 2014 году 6 общеобразовательных школ Архангельской области вошли число 500 лучших образовательных организаций России.

Одна из ключевых составляющих повышения качества жизни людей – безусловно, здоровье. И наша кропотливая работа по профилактике и пропаганде здорового образа жизни не лишена смысла и дает хорошие результаты.

В 2014 году отмечено снижение смертности от новообразований на 6,5%, продолжается положительная тенденция по снижению смертности от туберкулеза, снижение младенческой смертности на 13%.

Оснащено современным оборудованием 10 кабинетов, приобретено 11 автомобилей для врачей общей практики (семейной медицины).

В результате использования механизмов государственно-частного партнерства обновлен автопарк медицинского транспорта Архангельской станции скорой помощи на 34 единицы.

К работе в областных учреждениях здравоохранения приступили 183 молодых врача и 225 молодых специалистов со средним профессиональным образованием.

В 2014 году привлечено на работу в медицинские организации Архангельской области, расположенные в сельской местности и рабочих поселках 48 молодых специалистов. Решением кадровой проблемы на селе станет разработка и реализация программы «Земский фельдшер Поморья», в рамках которой будут предусмотрены соответствующие денежные выплаты за счет областного бюджета в обмен на обязательство специалиста отработать 5 лет в сельской местности.

Продолжается работа над снижением уровня младенческой смертности. Появление в регионе современного перинатального центра поможет решению задачи по снижению материнской и младенческой смертности, а также значительно улучшит условия пребывания в стационаре женщин и новорождённых, снизит риск госпитальных инфекций. Перинатальный центр строится на базе Архангельской областной клинической больницы.

Здоровью способствуют и занятия спортом. В 2014 году количество систематически занимающихся жителей Архангельской области составило более 300 тысяч человек – это 30% населения области.

Гордостью региона являются профессиональные спортсмены. В состав спортивных сборных команд России включено 108 спортсменов Архангельской области, более 100 человек стали победителями и призерами первенств и чемпионатов России, более 20 – победителями и призерами первенств и чемпионатов Европы.

В 2014 году мы приняли у себя в области более 20 крупных российских турниров.

Чтобы обеспечить будущих чемпионов всем необходимым, надо сделать доступность спортзалов и спортивных площадок максимальной. В 2014 году возведены 23 новые хоккейные и универсальные спортивные площадки, открыто полноразмерное футбольное поле в Вельске и 2 мини-футбольных поля около школ города Архангельска.

Введен в эксплуатацию новый физкультурно-оздоровительный комплекс «Звездочка» и новый спортивный зал «Арктика», завершено строительство крытого хоккейного корта на стадионе «Труд» в Архангельске и получена поддержка Министерства спорта России на строительство крытого хоккейного корта в Северодвинске.

В 2014 году успешно модернизирована материально-техническая база тринадцати учреждений культуры: произведено обеспечение современными средствами охраны, автоматизированной системой продажи билетов, современным компьютерным и телекоммуникационным оборудованием. Самый важный итог работы в сфере культуры состоит в том, что жители области и, прежде всего, дети, стали чаще посещать библиотеки, музеи, театры.

В сентябре 2014 года в очередной раз были подведены итоги оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области. Победителями стали: среди городских округов – Коряжма, среди муниципальных районов – Холмогорский район. Отдельным муниципальным образованиям по результатам оценки были выделены поощрительные гранты, средства которых уже в этом году будут направлены на решение актуальных вопросов местного значения.

Для подведения итогов прошлого года и построения рейтинга муниципальных образований Архангельской области главы муниципальных районов и городских округов в срок до 1 мая должны опубликовать на сайтах территорий доклады о достигнутых в предшествующем году результатах.

В 2014 году была проведена очень важная работа по совершенствованию организации местного самоуправления в Архангельской области. В этом году работа по фактической перенастройке органов местного самоуправления затронет Онежский и Мезенский муниципальные районы, городские поселения Кулойское Вельского района и Шипицынское Котласского района.

2014 год был годом серьезной работы по всем направлениям. Таким же насыщенным обещает быть и нынешний, 2015. Объективно оценивая имеющиеся ресурсы, мы сосредоточиваем усилия на ключевых позициях в целях улучшения среды для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения.

Благодарю за внимание.