Выступление Губернатора Архангельской области И.А Орлова на форуме «Арктический круг»

Рейкьявик, 17 октября 2015 года

Региональная перспектива: Архангельская область

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, позвольте выразить признательность организаторам Форума «Арктический круг» за гостеприимство и возможность представить вашему вниманию региональный взгляд на вопросы развития арктических территорий.

Исторические и географические факторы способствовали тому, что Архангельская область сегодня является наиболее обжитой территорией, с мощнейшей и разносторонне развитой промышленной инфраструктурой, а ее столица – город Архангельск – за прошедшие 430 лет стал признанным центром образования, науки и культуры.

В настоящее время это крупнейший из городов Российской Арктики с населением около 360 тысяч человек.

В числе преимуществ региона – удобная транспортная доступность и близость к центру страны.

История. Походы поморов

На протяжении многих столетий Архангельская область являлась ключевым для России регионом в деле освоения арктических территорий и Северного морского пути.

Коренному населению русского Поморья принадлежит заслуга первых, начиная с 15 века, походов через северные моря, открытие и обживание приполярных и сибирских территорий, которыми в дальнейшем прирастало Российское государство.

Первый порт России. Судостроение. Арктические экспедиции XVIII–XX вв.

Основанный по указу Ивана Грозного в 1854, Архангельск был единственным морским портом России. С конца семнадцатого столетия здесь возник первый центр морского торгового и военного судостроения.

Наш регион был главной, а в течение нескольких столетий – единственной опорной площадкой и отправной точкой для деятельности России по изучению и освоению Арктики. С 18 века из Архангельска отправилось свыше 200 арктических экспедиций. В середине 20 века на протяжении более сорока лет в Архангельске располагалось Главное управление Северного морского пути.

Архангельский регион в XIX – нач. XX вв. Северные конвои

В конце 19 веке Архангельский Север в стал первым индустриальный районом и наиболее освоенной территорией в Российской Арктике.

В годы Первой и Второй мировых войн через Архангельскую область обеспечивались поставки грузов, техники и вооружений, коммуникации на северных морях и поддержка военно-морского флота. С 1941 по 1945 годы через Архангельский порт прошло 17 союзных конвоев «Дервиш».

Территория. Архангельская область в составе АЗРФ

Сегодня Архангельская область – это самый северный субъект Российской Федерации с учётом территорий Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Семь муниципальных образований региона, включённых в состав российской Арктической зоны, составляют примерно 5% всей её площади. Население этих территорий проживает главным образом в прибрежной зоне, оно этнически однородно: порядка 94 % – русские, а это свыше 28 % всех жителей Арктической зоны.

Спасение. МЧС. Гидромет

В настоящее время Архангельск занимает одно из центральных мест в реализации государственной политики России по освоению Арктики. Год назад был открыт Арктический комплексный центр МЧС России. Территория ответственности Центра – дельта Северной Двины, Белое море, частично Баренцево и Карское моря (1,5 миллиона квадратных километров).

Задачи обеспечения безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике успешно решает также и Архангельская областная служба спасения – мощное и хорошо оборудованное спасательное подразделение.

В Архангельске также расположена гидрографическая база и Северное управление Росгидромета.

Образование. Медицина

На территории области в составе Арктической зоны сеть начального и среднего профессионального образования включает свыше двадцати учреждений, в том числе старейшее в России мореходное училище в Архангельске. Училище готовит механиков и судоводителей для работы на Северном морском пути. Немало выпускников училища стало прославленными лоцманами и ледовыми капитанами.

Важнейшим условием нашего успеха в освоении Арктики является научный и кадровый потенциал. Сегодня в регионе работает 18 вузов, а общая численность студентов – 27 тысяч человек.

В Архангельске расположен единственный специализированный медицинский вуз во всей Арктической зоне – Северный государственный медицинский университет. Он ведёт в числе прочих исследования в области полярной медицины и здоровья коренного населения, проводит масштабную клиническую работу.

На базе медицинского университета мы намерены создать центр комплексных медицинских исследований в Арктике, который займется оценкой рисков здоровья коренных жителей, полярников, военнослужащих, вахтовиков в процессе жизнедеятельности в Арктике.

Государственные задачи по освоению Арктической зоны требуют особой подготовки медицинских кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и телемедицинской связи.

Для укрепления здоровья северян не менее важно изучение местных биоресурсов – ягод, трав и водорослей. Такую работу медицинский университет проводит уже более 80 лет.

Образование. САФУ

Базовой кузницей кадров для освоения Арктики остается крупнейший вуз Северо-Запада России – Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. САФУ – единственный из ведущих вузов страны, расположенный на сухопутной территории Арктической зоны Российской Федерации.

Стратегическая цель университета – обеспечение инновационной, научной и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических интересов России в Арктическом регионе путем создания системы непрерывного профессионального образования, интеграции образования, науки и производства, стратегического партнерства с бизнесом и международным сообществом.

САФУ является надежным партнером Правительства Архангельской области и решает ряд прикладных задач в интересах системы образования Архангельской области и всего арктического региона.

Наука

В Архангельской области сложились предпосылки для наращивания научного потенциала в Арктике. В регионе расположено восемь учреждений Федерального агентства научных организаций во главе с Архангельским научным центром Уральского отделения Российской академии наук.

По инициативе Правительства Архангельской области 30 сентября 2015 года приказом руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО) в Архангельске создан Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук.

Создание центра позволит генерировать инновации и мобилизовать ресурсы власти, бизнеса, образовательных учреждений и общественных организаций для реализации конкурентного потенциала арктических регионов.

Судостроительные предприятия

В Архангельской области создан судостроительный инновационный территориальный кластер, который вошел в перечень 25 пилотных кластеров России.

Ключевыми организациями кластера выступают крупнейшие предприятия судостроительной отрасли России: «Северное машиностроительное предприятие», «Центр судоремонта «Звездочка», Северное производственное объединение «Арктика», а также САФУ и научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега».

Северодвинский кластер сегодня – это концентрация кадрового потенциала, современного технологического оборудования, научной, исследовательской и опытной баз. Северодвинск способен строить не только подводные лодки нового поколения, но и корабли всех назначений, морскую технику для использования в условиях высоких широт.

Гражданское судостроение будет расширяться по мере развертывания промышленной эксплуатации месторождений и глубокой переработки сырья в Арктике. Это будет наше движение в «высокие» широты, результатом которого станут новые рабочие места для жителей области, совершенствование технологий, наполнение бюджета.

Судоходство

Морской транспорт в регионе представляет прежде всего Северное морское пароходство. В его состав входят универсальные сухогрузы, которые перевозят все виды сухих грузов, включая радиоактивные и опасные. На сегодня флот компании состоит из 34 единиц судов различного назначения. Новые суда «Северного морского пароходства» имеют ледовое усиление и оснащены современным грузоподъемным оборудованием, позволяющим выгружать грузы весом до 80 тонн, что очень важно для обеспечения грузовых работ в Арктике на необорудованных причалах.

За ряд последних лет произошел значительный рост перевозимого груза на арктических направлениях. Так, увеличение грузопотока в морские порты Арктической зоны Российской Федерации за 2014 увеличился более чем на 14 % по сравнению с 2013 годом.

Транспорт

В Архангельской области начинают восстанавливаться местные авиалинии, проводится реконструкция аэропортов, воссоздается сеть из 23 аэродромов, в том числе в отдаленных арктических поселках, что позволит связать их с разными населенными пунктами.

Разворачивается авиасообщение с другими приарктическими регионами России, например, восстановлен рейс в Сыктывкар, Республика Коми. Модернизация аэропорта «Архангельск» откроет новые возможности для организации национального и международного авиасообщения в Арктике.

Сегодня Аэропорт «Архангельск» – третий по величине на Северо-Западе России и занимает 7-е место в России по перевозкам пассажиров.

Значительный объем сложных перевозок грузов и пассажиров, в том числе вертолетных, во всей Российской Арктике осуществляет «2-й объединенный авиаотряд».

«Белкомур». Глубоководный порт

Решающую роль в развитии единой транспортной сети региона будет играть проект «Белкомур». Проект предполагает строительство железной дороги по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Пермь протяженностью 1161 километр. Инициаторами проекта выступают Архангельская область, Республика Коми, Мурманская область и Пермский край.

3 сентября текущего года в Пекине компания «Белкомур» и китайская компания «Poly Technologies» подписали соглашение о совместной реализации проекта.

Особую значимость «Белкомур» приобретает при синхронном строительстве нового глубоководного района Архангельского морского порта. Тем самым будет создана оптимальная транспортно-логистическая схема, направленная на развитие связей России со странами Европейского союза, Северной и Южной Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии.

В целом глубоководный порт и «Белкомур» дадут импульс активному развитию Северного морского пути как единой национальной транспортной коммуникации.

Природные ресурсы.  Лес

Природно-ресурсный потенциал арктических территорий Архангельской области включает 20% российских запасов алмазов, месторождения свинцово-цинковых серебросодержащих и платиновых руд, бокситов, а также запасы рыбы в прибрежных акваториях и миллионы кубометров древесины бореальных лесов.

В 2014 году в Архангельской области был создан инновационный лесопромышленный кластер. Его миссия – вывести область в лидеры по рациональному использованию лесов и выпуску качественной лесобумажной продукции на основе инновационных технологий.

Кластер объединил крупный лесной бизнес севера Архангельской области, организации среднего и малого предпринимательства, лесозаготовительные предприятия, научно-образовательные организации и транспортные компании, а его ядром стали крупнейшие в регионе лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия: «Архангельский ЦБК», «Архбум», «Лесозавод 25» и Группа компаний «Титан».

Задача состоит в том, чтобы углубить переработку леса, открыть новое лесное производство, использовать отходы лесопиления в местной энергетике. Лес – это наша новая энергетическая и экологическая политика. До 2030 года мы должны отказаться от привозного топлива в пользу газа и лесных отходов.

Разработка алмазных месторождений интересует нас прежде всего с практической точки зрения. Это новые высокооплачиваемые рабочие места, поступление в бюджет дополнительных доходов и укрепление позиций региона на алмазном рынке в России и мире.

В добывающем секторе экономики Архангельской области также существует «арктический» проект – разработка серебросодержащего свинцово-цинкового месторождения «Павловское» на Новой Земле.

В 2017 году планируем начать строительство горно-обогатительного комбината, а в 2019 – получить первый металл.

Развитие экономики региона, создание социального комфорта в наших городах и селах невозможно представить без рыбного промысла. А это целый комплекс задач: сохранение разнообразия водных биоресурсов, развитие технологий лова, доставки рыбы в Архангельский порт.

Национальный парк «Русская Арктика»

Нам сегодня очень важно не только осваивать труднодоступные северные территории, но и защищать их неповторимую и хрупкую природу. На территориях Архангельской области, вошедших в состав Арктической зоны, находятся три национальных парка: «Русская Арктика», «Онежское Поморье» и Водлозерский национальный парк.

Эти территории уникальны. На архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля в условиях дикой природы сохранились популяции исчезающих видов животных: белого медведя и атлантического моржа, гренландского кита и нарвала, полярной белой чайки.

Задачи созданного в 2010 году федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русская Арктика» многогранны: сохранение культурного, исторического и природного наследия западного сектора Российской Арктики, поддержка экологического туризма, очистка территории парка от промышленных отходов.

Территория национального парка все чаще становится местом посещения экспедиционных и круизных судов с туристами из разных стран мира. В настоящее время туристов все больше привлекают территории с особыми природно-климатическими условиями и районы, где сохранились традиции жизни местного населения. Арктика в этом смысле представляет огромной интерес.

Национальный парк «Онежское Поморье», расположенный на Онежском полуостров, окруженный Онежским и Двинским заливами Белого моря, создан для сохранения нетронутых старовозрастных массивов северной тайги и сохранения традиционного образа жизни Беломорья.

Культура.  Маргаритинская ярмарка

Особое место в структуре потенциала развития арктических территорий Архангельской области занимает историко-культурное наследие.

Конечно, это Соловки, уникальные антропогенные ландшафты и храмовые комплексы, объекты деревянного зодчества, сохранившийся уклад жизни коренного населения сёл русского Поморья.

В настоящее время мы разрабатываем стратегию арктического туризма и готовим к реализации целый ряд инфраструктурных проектов для туризма на побережье Белого моря.

Настоящим брендом Архангельска стала международная Маргаритинская ярмарка, возвращающая Архангельску былую славу первых морских ворот российского государства, через которые доставлялись заморские товары. Ежегодно в сентябре она объединяет в столице Поморья более пятисот предприятий из десятков регионов России и зарубежных стран. С каждым годом интерес к ярмарке растет: она привлекает все больше партнёров и инвесторов, стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, способствует продвижению продукции на новые рынки сбыта.

Международное сотрудничество

С момента образования в 1993 году Баренцева/ Евроарктического региона, объединяющего северные территории России, Норвегии, Финляндии и Швеции, Архангельская область является активным участником всех направлений и форм Баренцева сотрудничества. Накануне, 15 октября в финском городе Оулу завершилось двухлетнее региональное председательство Архангельской области в Баренцевом Региональном Совете. В период председательства в 2013-2015 годах Правительством Архангельской области был предложен целый ряд инициатив, включая разработку климатической стратегии для российского сектора Баренцева региона и развитие маршрутной сети авиасообщения в пределах Баренцева региона.

Следует констатировать, что Архангельская область и все участники Баренцева сообщества рассматривают Баренцев регион как территорию диалога, добрососедства и взаимовыгодного взаимодействия, а предложенная более 20 лет назад модель межрегионального сотрудничества на Севере Европы продолжает успешно работать и совершенствоваться.

Ассоциация Госкомиссия

Правительство Архангельской области активно участвует в работе Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, выдвигает инициативы по реализации государственной политики в Арктике на территории региона, выносит на ее рассмотрение проекты и предложения.

На состоявшемся 05 октября 2015 года заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Правительством Архангельской области внесены следующие предложения, касающиеся развития арктического туризма и государственной поддержки коренных малочисленных народов: 

сокращение сроков оформления пропусков для захода в пограничную зону России для компаний-круизных операторов с 60 до 7 дней;

разработка особого порядка безвизового режима для иностранных участников круизных и экспедиционных программ в Арктической зоне и Дальневосточном округе на срок до 14 дней;

организация приема пассажирских воздушных судов на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа;

распространение мер государственной поддержки коренных малочисленных народов России на население сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации.

Утвержденная Президентом «Стратегия развития Арктической зоны» предполагает активное участие органов местного самоуправления в решении поставленных задач, улучшение качества жизни населения и условий хозяйственной деятельности, развитие инфраструктуры.

В целях реализации Стратегии в сентябре 2014 года нами было инициировано создание ассоциации «Арктические муниципалитеты», в которую вошли г. Северодвинск, Приморский район Архангельской области, Заполярный район Ненецкого автономного округа, а позднее решение о вступлении в Ассоциацию приняли депутаты еще шести муниципальных образований Архангельской области и Республики Коми. В феврале текущего года она была официально зарегистрирована.

Ассоциация позволит взаимодействовать с федеральными и региональными органами власти и станет площадкой для совместного позиционирования арктических муниципалитетов в сфере туризма, сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной сферах, обмена опытом, изучения и распространения наилучших практик, культурного обмена, сотрудничества в образовании, здравоохранении, спорте.

Архангельск – портал в Арктику

Арктика для нас – это богатая история, это серьезные преобразования в настоящем и масштабные проекты в перспективе.

Проектами, которые сегодня реализуются на территории Архангельской области, мы не на словах, а на деле показываем, что Поморье – это портал в Арктику.

Благодарю за внимание.