Выступление Губернатора Архангельской области И.А. Орлова на совместном заседании Морской коллегии и президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Санкт-Пет­ер­бург, Смоль­ный, 28 сентября 2016 года

«О реализации мероприятий, направленных на развитие науки и технологий для работы в условиях Арктики, включая морские научные исследования, а также подготовку квалифицированных кадров и привлечение трудовых ресурсов»

На протяжении многих столетий центр российской науки и образования в интересах освоения и решения национальных задач в Арктике был расположен в Архангельске, причем научные изыскания всегда были сопряжены с практической деятельностью и носили прикладной характер.

Арктика и Северный Ледовитый океан требуют ответственных, научно выверенных решений, поэтому приарктические территории Архангельской области много раз становились местом проведения испытаний и экспериментов. Поморы развивали судостроение для морских походов, накапливали знания в географии, навигации и гидрометеорологии, культивировали растения, выводили породы животных, устойчивые к условиям Севера. Ярким примером практической науки стал Михаил Васильевич Ломоносов, достигший невиданных успехов в геологии, физике и химии, в изучении северных морей.

С течением времени принцип связи научной и практико-ориентированной деятельности сохранил свою актуальность в Поморье. Сегодня в Арктической зоне России действуют крупные промышленные производства, деятельность которых опирается на передовые научные разработки. Это судостроительные предприятия Северодвинска, построившие платформы «Приразломную» и «Арктическую» и готовые к производству современных судов, движительных комплексов и сложной морской техники для Арктики. Это Архангельский ЦБК и лесоперерабатывающие компании, осваивающие новые, высокотехнологичные виды продукции и участвующие в замещении традиционных видов топлива на экологически чистые. Это алмазодобывающие производства, племенные и семеноводческие хозяйства, уникальный водорослевый комбинат и даже предприятия электронного приборостроения.

В области ведется работа по 11 приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. В первую очередь это арктические исследования, а также машиностроение, строительство, энергоэффективность, сельское хозяйство, биотехнологии, транспорт, экономика и социокультурное развитие.  

Высшая школа в Архангельской области насчитывает 23 тысячи студентов, 406 аспирантов и докторантов; там работает 5,2 тысячи человек, в том числе более двухсот докторов и почти тысяча кандидатов наук.

Готовятся аспиранты по 85 специальностям, действуют НИИ, научные и научно-образовательные центры, исследовательские лаборатории, центры коллективного пользования.

В секторе академической и отраслевой науки региона работает свыше 620 научных сотрудников,  докторов и кандидатов наук. Ведутся научные исследования по 27 направлениям. Объем научных исследований в образовании и науке составил в 2015 году 585 миллионов рублей.

Отдельное место в научной сфере занимают организации, осуществляющие передовые разработки в интересах оборонно-промышленного комплекса и обеспечивающие национальную безопасность («НИПТБ «Онега», «Арктика», «Севмаш», «Звездочка»).

Наука и образование для Арктики являются естественной и традиционной профильной специализацией Архангельской области. Сегодня в регионе создана мощная научно-технологическая и образовательная среда, обеспечивающая интересы всей Российской Арктики, что особенно актуально в контексте формирования опорных зон.

Свою принципиальную значимость для всей Арктической зоны России неоднократно доказали расположенные в Архангельске учреждения образования и науки:

Северный (Арктический) федеральный университет имени Ломоносова (САФУ);

Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук;

Северный государственный медицинский университет,

а также Арктический морской институт – филиал Государственного университета морского и речного флота.

САФУ является единственным федеральным университетом в Арктической зоне, в составе которого есть 125-летнее учебное заведение. Арктический вектор стал основополагающим в определении политики университета, стратегическая цель которого – в обеспечении инновационной, научной и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических интересов России в Арктическом регионе. Эту цель университет достигает путем создания системы непрерывного профессионального образования, интеграции образования, науки и производства, а также стратегического партнерства с бизнесообществом. САФУ инициирует и реализует несколько сотен проектов для Арктики, готовит кадры и научные разработки для всей Арктической зоны.

В университете реализуется 136 программ арктической направленности. Также осуществляется 15 сетевых образовательных программ с российскими и зарубежными партнерами.

Обучение по программам арктической направленности реализуется на 8 базовых кафедрах, открытых на предприятиях региона.

В 2014 году мы совместно с ФАНО России при участии свыше 100 представителей научных организаций РАН со всей страны и промышленных компаний, ведущих деятельность в Арктике, обсудили проблему научного обеспечения Арктики как системообразующего проекта социально-экономического развития России. По итогам обсуждения было принято решение создать в Архангельске федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики в системе ФАНО/РАН, который явился интегратором фундаментальных и прикладных исследований непосредственно на территории Арктической зоны. Федеральный центр РАН стал опорной научной организацией, специализирующейся на комплексном научно-исследовательском обеспечении сбалансированного социально-экономического развития и повышения качества жизни населения регионов арктической зоны.

Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики является единственным объединённым научным центром ФАНО России в АЗ РФ и имеет подразделения на территориях двух субъектов Федерации, в котором работает свыше 400 человек. Инфраструктура центра включает 11 научно-лабораторных корпусов, оснащенных современным научным оборудованием, используются беспилотные летательные аппараты, сейсморазведочные станции. Также имеются сейсмическая сеть в Арктике, научный стационар и опытные сельскохозяйственные станции. Ведется подготовка к строительству нового научно-лабораторного корпуса.

В Архангельске также расположен единственный медицинский вуз в Арктической зоне – Северный государственный медицинский университет, который более 80 лет проводит масштабную работу в сфере арктической и морской медицины, решает критически важные для многих северных регионов задачи по подготовке медицинских кадров для Арктики.

Кроме того, в регионе действует старейшее в России морское учебное заведение, которое готовит кадры для работы на Северном морском пути, и не в последнюю очередь – научные и проектно-технические бюро, работающие на оборонно-промышленный комплекс, разработки которых непосредственно внедряются в практику судостроительными предприятиями Северодвинска.

Многие из приарктических государств создали национальные объединения арктических вузов и сформировали национальные программы научных исследований в Арктике. Конкуренция обострилась и с повышением активности в Арктике научно-технологической среды неарктических государств, прежде всего стран Азии. Представляется, что наиболее эффективно интересам целенаправленной и концентрированной реализации научно-технологической и образовательной политики России в Арктике может  служить научно-образовательный консорциум и национальная программа фундаментальных и прикладных исследований в Арктике.

Использование этих решений позволит интегрировать деятельность государства, научных организаций, регионов и российского бизнеса для продвижения национальных интересов в Арктике. Здесь мы также можем сработать на опережение по отношению к нашим зарубежным партнерам, учитывая полученный мировой опыт и выстраивая собственную систему на более совершенной основе.

Национальный арктический научно-образовательный консорциум представляет собой добровольное объединение вузов, научных организаций, предприятий, учреждений, реализующих программы подготовки кадров для Арктической зоны, проводящих научные исследования по арктической тематике, а также осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность на арктических территориях.

Консорциум объединяет ресурсы и компетенции арктических вузов в сфере подготовки кадров и научного изучения региона для обеспечения устойчивого развития территорий Арктической зоны и укрепления ведущих позиций России в области освоения и изучения Арктики.

Соглашение о создании консорциума было подписано в рамках конференции «Арктика – национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение», которая состоялась в июне 2016 года в Архангельске на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Членами Консорциума уже стали 16 вузов, научных организаций и предприятий, ведущих деятельность в Арктике, из Архангельска, Санкт-Петербурга, Мурманска, Сыктывкара, Якутска, Петрозаводска, Томска, Уфы и Тюмени.

Консорциум может решать широкий круг задач, связанных с подготовкой кадров и организацией научно-исследовательской деятельности, обеспечением Арктической зоны трудовыми ресурсами, разработкой сетевых образовательных программ арктической направленности; развитием академической мобильности, мониторингом, ведением баз данных по потребности в кадрах, оценкой состояния и развитием научно-образовательного пространства Арктической зоны, продвижением российской арктической науки на мировом уровне, внедрением инновационных разработок.

Консорциум создаст новые образовательные программы для Арктики, позволит усовершенствовать систему подготовки научных и производственных кадров;

проведет теоретические и прикладные исследования, создаст инновационные технологии, решения и базы данных для экономики АЗ РФ;

предложит предприятиями инновационные разработки, современные технологические производственные решения, высококвалифицированные, обладающие специфическими компетенциями кадры.

Таким образом, с созданием консорциума, получившего поддержку Минобрнауки России, была сформирована интегрирующая структура для научно-технологической и образовательной среды Арктического региона, готовая решать необходимые задачи по поручению Госкомиссии.

Научно-образовательный консорциум уже использует для сопровождения государственной политики в Арктике широкий спектр инструментов:

— это Арктический плавучий университет, завершивший уже восьмой сезон экспедиций и вошедший в программу Года экологии;

— это разработки, направленные на анализ кадровой потребности для Арктики, создание баз данных;

— это работа по реализации проектов в соответствии с постановлениями Правительства № 218, 219 и 220  (освоение производства наукоемкой импортозмещающей продукции – движительно-рулевых колонок, развитие инновационно-технологического комплекса, создание моделей опережающего стратегического управления, создание системы управления добычей углеводородов на основе цифровой модели месторождения, мониторинг и прогнозирование экологических рисков).

— это созданный в ноябре прошлого года медицинский Арктический кластер Минздрава России, с ведущей ролью СГМУ и Северо-Западного государственного медицинского университета имени Мечникова в С.-Петербурге;

— это эффективный и востребованный экспорт образовательных услуг вузами, работающими в Арктике, подтверждающий высокое качество и престиж образования.

Имеется также ряд проектов, находящихся в стадии проработки:

— размещение научных стационаров на арктических архипелагах;

— готовящийся к созданию технопарк;

— размещение на архипелаге Новая Земля полигона в рамках данного Вами, Дмитрий Олегович, в Новосибирске в июле этого года поручения по созданию Арктического ГОСТА и полигона по испытанию материалов и техники для Арктики. 

Уважаемый Дмитрий Олегович, уважаемый члены президиума Госкомиссии и Морской коллегии! Научно-технологические разработки и качественное, современное образование в интересах освоения Арктики имеют критическое значение для форсированного социально-экономического развития этого макрорегиона. Немалые средства из федерального и региональных бюджетов расходуются на эти цели. Все очевиднее становится необходимость формирования национальной программы фундаментальных и прикладных исследований в Арктике, а также национальной программы подготовки кадров для Арктики.

Прошу Вас поддержать созданный консорциум и определить его в качестве экспертной площадки и базовой структуры Государственной комиссии по формированию кадровой политики в интересах реализации государственной политики России в Арктике.

Прошу Вас дать поручение Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с исполнительными органами государственной власти приарктических субъектов Российской Федерации и консорциумом подготовить предложения по формированию программы по подготовке кадров для Арктики.

В целях научно-образовательного обеспечения деятельности в Арктике прошу Вас также дать поручения Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с ФАНО России, Российской академией наук, Минприроды России, Росгидрометом, Научно-экспертным советом Госкомиссии, исполнительными органами государственной власти приарктических субъектов Российской Федерации и консорциумом подготовить предложения по формированию национальной программы исследований и разработок для Арктики.

В качестве первого практического шага считаю необходимым предложить консорциуму разработать план научно-практических конференций по вопросам развития Арктики

28 сентября 2016, Санкт-Петербург, Смольный