О развитии кадрового потенциала в Арктике

Правительство Архангельской области, 29 марта 2017

Уважаемый Дмитрий Олегович! 
Уважаемые коллеги, дорогие гости!

Подготовка высококвалифицированных специалистов для обеспечения кадровых потребностей арктической зоны является насущным запросом времени и находит выражение в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года.

Это предполагает определение приоритетов: кто и каким образом будет осваивать Арктику, за счет «вахтового метода» или используя потенциал исторических территорий, какие кадры нужны и в каком количестве; какие компетенции будут востребованы, где наиболее целесообразно готовить кадры. Вопросов много, как, впрочем, и разных ответов.

Многие эксперты утверждают, что наряду с ростом потребности в рабочих кадрах применительно к территориям Арктики будет возрастать потребность и в выпускниках университетов, обладающих более сложными, более наукоемкими компетенциями. Так, к 2021 году на территориях Архангельской области ожидается самый высокий в процентном отношении среди регионов рост потребности в кадрах с высшим образованием, обусловленный экономическим развитием региона.

Наиболее востребованными у нас уже сегодня являются специалисты обрабатывающих отраслей и машиностроения, что объясняется расположением крупнейших предприятий «Объединенной судостроительной корпорации».

Также высокий рост кадровых потребностей предполагается в транспортной и добывающей отраслях экономики при условии развития судоходства по Северному морскому пути, строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного района морского порта в Архангельске.

Разработка месторождений свинцово-цинковых руд на Новой Земле, геологоразведка и добыча алмазов и новых месторождений твердых ископаемых на арктических территориях обусловят необходимость в профильных интеллектуальных кадрах. Непосредственно наука и природоохранная сфера станут весомыми заказчиками «арктических» кадров.

Доля трудоустройства выпускников вузов, расположенных вне Арктической зоны, незначительна, поэтому ясно, что основная «кадровая» нагрузка ляжет на образовательные учреждения, расположенные в северных субъектах Российской Федерации.

Не случайно в Архангельской области, которая представляет собой, словами Президента, «самую обжитую территорию Арктики», последовательно формируется мощный научно-образовательный комплекс, объединяющий федеральный и медицинский университеты, Арктический морской институт, отраслевую науку и Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук.

Общее количество обучающихся по образовательным программам арктической направленности в высшей школе России составляет порядка 61 тысячи человек, из них треть обучается в Архангельской области.

Тем не менее, качество подготовки специалистов и сроки их вовлечения в производственный процесс также напрямую зависят от «близости» реального производства и вовлечения будущего предприятия-работодателя в учебный процесс. В Советском Союзе была распространена успешная практика «завод – втуз», создание образовательной инфраструктуры при реализации промышленных проектов. Сегодня это получает развитие в рамках инновационных территориальных кластеров.

Опыт взаимодействия Севмашвтуза и предприятий Северодвинска в системе судостроительного инновационного территориального кластера может быть распространен и на другие крупные предприятия и корпорации, действующие на территории Арктической зоны. Такие задачи в рамках лесопромышленного, биотехнологического, социального кластеров Архангельской области нами уже поставлены.

Есть еще один момент из положительного опыта «северодвинской модели» подготовки кадров для арктических производств: необходимо не только вузы, науку включать в работу территориальных кластеров, но и расширять участие организаций, занимающихся подготовкой рабочих кадров.

Системе среднего профессионального образования требуется большая государственная поддержка модернизации образовательных программ и технической базы обучения рабочих кадров. Это позволит существенно сократить расходы работодателей на адаптацию молодых рабочих и специалистов на производстве, повысить производительность их труда на начальном этапе трудовой деятельности.

Также могут формироваться и другие формы и механизмы интеграции научно-образовательного пространства, например, научно-образовательные консорциумы. Такой консорциум создан по инициативе Северного (Арктического) федерального университета. При этом считаем необходимым включение в Национальный арктический научно-образовательный консорциум ведущих техникумов и колледжей, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

В Архангельской области с 2012 года реализуется специальный научно-образовательный проект «Плавучий университет», в рамках которого, помимо экспедиционных работ, студенты в условиях Арктики получают новые знания. В Арктике множество островных территорий, которые могут использоваться для практической подготовки будущих специалистов. Предлагаем создать федеральный учебный полевой стационар для проведения студенческих практик в Арктике.

Создание полевого стационара, рассчитанного на широкий круг компетенций подготовки, позволит не только повысить квалификацию будущего работника, но и обеспечить его дополнительными, универсальными компетенциями, рассчитанными на жизнь и работу в арктических условиях. Такой стационар может быть создан на территории национального парка «Русская Арктика».

Доля трудоустройства выпускников вузов, расположенных в АЗРФ довольна высокая – 71 %. Однако налицо отрицательное сальдо трудовой миграции во всех регионах Арктической зоны. Надо признать, что мы проигрываем в конкуренции за сильные кадры.

Одним из предложений может стать специальное квотирование мест для абитуриентов, проживающих на арктических территориях, для обучения в университетах по «арктическим» специальностям.

Арктические территории при всем своем многообразии, разнице условий проживания и ведения хозяйственной деятельности все-таки имеют низкую плотность населения. Обеспечить населенные пункты, вахтовые поселки всем набором необходимых специалистов от рабочего – сварщика до врача узкой специализации представляется затратным и малодостижимым.

Одним из выходов в этой ситуации может стать освоение студентами в процессе обучения дополнительных квалификаций и компетенций, которые позволяют получить более универсального работника в отдаленных и малонаселенных местах Арктической зоны.

Есть еще несколько предложений, призванных сосредоточить внимание всех заинтересованных сторон на вопросах кадрового обеспечения освоения Арктики.

В Архангельской области уже реализуется проект «Перспективные кадры для экономики региона». Он был запущен Правительством региона совместно с Корпорацией развития в августе 2016 года. Инициатива, позволяющая выявить талантливых и активных жителей области, направлена на обеспечение стратегических направлений развития экономики региона кадровыми ресурсами. Проект позволил не только сформировать команды перспективных кадров, насчитывающих более 200 профессионалов, но и провести масштабную проектную работу.

Для формирования высокопрофессиональной, сплоченной команды объединенных общими ценностями людей предлагаем реализовать проект «Арктический вызов». Он направлен на создание резерва управленческих кадров для Арктической зоны Российской Федерации.

Задачей проекта мы ставим формирование резерва управленческих кадров на территории всех арктических субъектов Российской Федерации с помощью современных процедур оценки персонала. Тем самым сможем повысить эффективность работы профессионалов и обеспечить кадровую платформу под реализацию решений Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и соответствующих рабочих групп.

Далее. Для мотивации молодого поколения к участию в развитии арктических территорий необходимо их вовлечение в процесс текущего управления. Поэтому предлагаем сформировать Молодежный совет при Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В компетенцию совета должно входить формирование предложений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, направленных на расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала в Арктике.

Позвольте закончить выступление смелым утверждением, что Архангельская область в числе первых выполнила одну из важных кадровых задач по освоению Арктики, подарив России человека, обеспечившего развитие государственного образования и устремленного своим разумом в Арктику.

Конечно, я имею в виду М.В. Ломоносова, подготовка которого началась в Холмогорской школе, историческим преемником которой является Северный (Арктический) федеральный университет.

Ломоносов для нас – это не только история, это настоящее и будущее. По словам Льва Гумилёва, «кто владеет прошлым – тот владеет настоящим, кто владеет настоящим – владеет и будущим». Поэтому ломоносовские широта, смелость мысли и действий должны стать примером решения задач по обеспечению квалифицированными кадрами программ освоения Арктики.

Благодарю за внимание.

29 марта 2017, Правительство Архангельской области