Выступление Губернатора Архангельской области И.А. Орлова на августовском педсовете

г. Архангельск, 24 августа 2017

Уважаемые участники и гости педагогической конференции!

Искренне рад приветствовать всех вас!

Ежегодный августовский педсовет объединяет педагогическую общественность Архангельской области в поиске передовых идей и проектов, позволяет делиться опытом с коллегами, выносить на обсуждение самые актуальные вопросы, ставить новые задачи, определять приоритеты и направления образовательной политики.

В русле общегосударственных задач выстраивается и региональная позиция в сфере образования. Время настоятельно диктует необходимость построения единого образовательного пространства, проведения единой образовательной политики. Прошу министерство образования и науки активно включиться в эту работу, изучить опыт регионов, в которых исторически сохранилось государственное управление системой образования, действующих «пилотных площадок» по реализации проекта и определить для Архангельской области наиболее подходящую модель с учётом специфики нашего региона.

Одной из значимых задач Правительства Архангельской области является развитие современной инфраструктуры общеобразовательных организаций. Определенные достижения уже есть: полностью обеспечено исполнение Указа Президента о стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Продолжается реализация «дорожной карты» по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет. В частности, открыты детские сады в Новодвинске, Вельске, Котласе, начато строительство детского сада в поселке Турдеево, в планах – в Катунино Приморского района и в Каменке Мезенского района, открыты дополнительные места в дошкольных учреждениях Северодвинска и Архангельска.

Вновь создаваемые места в дошкольных образовательных организациях оснащаются современным оборудованием, предметно-игровой средой в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Не исчерпал актуальности и вопрос строительства новых школ с учетом общего увеличения количества учащихся, переводом учеников на одну учебную смену, а также в связи с высоким износом зданий. Завершается строительство школы в Красноборске и начато в пос. Ерцево Коношского района. Завершено строительство школы-сада в Каргополе. В ближайших планах – школы в Ровдино, Вельске, Архангельске.

Коллеги, сегодняшним школьникам предстоит жить и работать в довольно жестких условиях рыночной экономики, всемирной глобализации общества, в которых факторы квалификации, духовного и физического здоровья будут занимать высокое место. Физическая культура по важности должна стать в один ряд со всеми школьными предметами. Власть прилагает возможные усилия для создания и поддержания соответствующей инфраструктуры: в 40 сельских школах Архангельской области проведен капитальный ремонт спортивных залов, созданы школьные спортивные клубы.

Современная школа должна стать пространством, которое необходимо заполнить спортивной, образовательной, интеллектуальной деятельностью с целью всесторонней организации жизни ребенка. 

В расписании жизни детей дошкольного и школьного возраста не должно быть неопределенности и хаоса, а наоборот – наполненность полезной деятельностью, четкий план  и строгая дисциплина, развивающая самодисциплину. И ведущая роль педагога здесь неоспорима. y;">

Организация учебного и постучебного процесса, создание социокультурной среды являются залогом формирования жизнеспособной, профессионально подготовленной и социально активной личности, соответствующей всем требованиям современной жизни.

А требования эти растут с каждым годом. Ориентиры, которые выбирает для своего развития региональная система образования, должны соответствовать потребностям.

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования от модели «чистого знания» к развитию компетенций. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в информационном пространстве, добывать и применять знания.

Внедрение в учебный процесс проектной деятельности призвано научить школьников планировать и продумывать свои шаги, тщательно взвешивать принимаемые решения. Проектные методы и технологии должны помочь ученикам решать многомерные задачи, оценивать возможности, понимать проблемные места. Выполняя проектную работу, школьники более глубоко и на современном уровне освоят учебный материал, научатся видеть межпредметные связи, работать в смежных областях знаний, нести ответственность – как коллективную, так и личную – за результат, приобретут дополнительную мотивацию.

Обретение опыта проектной деятельности является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта, а также и требованием современности. Навыки исследовательской работы должны стать базой для построения инновационной экономики.

Подчеркну, что в реализации проектной деятельности заложена глобальная образовательная и жизненная задача: воспитание стремления к активной созидательной деятельности, к инновациям, задача воспитания вкуса к облагораживанию своей и окружающей жизни, к созданию вокруг себя «умного», гармоничного пространства.

Ещё одно важное направление – работа с одаренными детьми и талантливой молодежью. Это мощный ресурс общественного развития, способный раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Важность задачи требует комплексного подхода к ее решению. Одаренные дети должны вырастать в одаренных взрослых, причем в таких, которые нацелены на реализацию своих способностей во имя процветания страны.

Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, он требует особого подхода. Наша цель – «не упустить» ни одного такого ребенка, максимально развить его потенциал.

Крайне важно, чтобы наша одаренная молодежь связывала свою судьбу с Архангельской областью. Для этого необходимо повышать привлекательность высших и профессиональных учебных заведений, расширять возможности реализации молодых талантов. И такие перспективы у нас есть.

Развитие Арктической зоны – амбициозный и в то же время насущно необходимый для России стратегический проект. Его замысел и реализация выходят далеко за пределы решения задачи перехода к современному обустройству полярного региона. Поставлена задача на полномасштабное вовлечение Арктики в национальную экономику. Архангельская область находится на передовой этих исторических процессов. Для реализации таких амбициозных задач нам нужны энергичные, смелые молодые люди, умеющие принимать эффективные решения в быстро меняющихся условиях.

И в данной ситуации на ведущие позиции снова выходит роль учителя.

Учитель – это идеолог своей страны. Сегодня, когда столь велик уровень беспринципности в мировой политике, когда бывшие партнеры пытаются навязать нам негативное мнение о нашей же стране, когда предпринимаются попытки пересмотреть историю и роль России как крупной мировой державы, важно сплотиться и противостоять идеологическому натиску. Президент Российской Федерации сумел громко заявить, что современный мир многополярен, вернул нашей стране политический вес. Удержать эти позиции России на мировой арене возможно только консолидировано. И роль педагогического сообщества здесь особенно значима, так как именно вы, уважаемые педагоги, находитесь в непосредственном и постоянном контакте с учениками и их родителями, являетесь проводниками ценностных установок в обществе. У каждого из вас, безусловно, есть свое мнение на тот или иной общественно-политический процесс. Но мы глубоко убеждены, что именно от учителя в большей степени зависит воспитание у подрастающего поколения патриотизма и любви к Отечеству, что делает сильным и непобедимым государство.

Учитель формирует из маленького человека личность и раскрывает все его скрытые возможности. Именно он раскрывает в ребенке талант с огромными способностями и потенциалом к дальнейшей жизни. И прежде всего – защитника и патриота Отечества, патриота свое малой родины.

Еще Сухомлинский говорил, что детство – это каждодневное открытие мира. И первый мир, который открывает ребенок – это мир из его окна, мир во дворе дома и школы, мир, где он растет и узнаёт жизнь. Наша общая с вами задача – раскрыть всю красоту мира малой родины.

Предвижу вопрос: а если за окном не так красиво, как на картинах Левитана? А если нас самих не радует хмурое северное небо и затяжная поморская зима? А если дороги плохие и розы не цветут? И еще много и много «а если».

Отвечу словами незабвенного классика: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал» – А.С. Пушкин  из письма к Чаадаеву.

Во все времена были причины для ропота и недовольства тем, что имеем. Но землю, на которой родился, как и родителей, не выбирают. Эта земля дала самое главное – право жить в том месте, где до нас жили многие и многие поколения, которые трудились во славу этой самой земли, не рассуждая, что получат взамен. Просто отдавали себя целиком. Защищали от врага. Возделывали. Развивали.

Предлагаю тот самый вопрос «а если» развернуть в позитивном направлении: когда что-то не устраивает – сколько возможностей это нам открывает? Есть что исправлять, есть чем заниматься, чем наполнять свою жизнь. Наш поморский край ждет наших решений и действий, наших сил и умов.

Коллеги, быть убежденным патриотом своей малой родины необходимо каждому из нас. Только тогда дети, ученики услышат и прочувствуют нас, только так можно воспитать у них чувство сопричастности к своей земле и своим мужественным предкам, к ответственности за свою малую родину. Перед нами стоит важнейшая задача – сформировать у детей понятие обязательства перед малой родиной, приложения всех природных и приобретенных возможностей, знаний, душевных сил для развития родного края. Кто, если не мы?

Быть педагогом непросто. Много задач как текущих, так и с заделом на целую жизнь подрастающего поколения. В этих условиях остро стоит вопрос подготовки, переподготовки, смены педагогических кадров. Нам сегодня необходимо активнее использовать механизм целевого обучения специалистов и в вузах, и в колледжах. Это гарантирует возвращение готовых специалистов в районы области. Необходимо системно, адресно заниматься профориентационной работой на местах.

Актуальна тема поддержки молодых педагогов. В целях привлечения кадрового ресурса для работы в образовательных организациях региона ежегодно предусматриваются в областном бюджете финансовые средства на реализацию мер социальной поддержки педагогов, в том числе молодых специалистов. Уже видны положительные результаты данной работы. Появился интерес к педагогической профессии. Это подтверждается контрольными цифрами поступления на педагогические специальности в Северный (Арктический) федеральный университет.

Одной из важнейших задач, реализуемых в рамках исполнения «майских» указов Президента Российской Федерации, является повышение заработных плат педагогических работников региона. Хочется отметить, что в областном бюджете предусмотрен необходимый объем средств для безусловного выполнения указов Президента в части повышения зарплат педагогов.

Мне представляется, что современный учитель как никто другой должен быть в тренде общественных изменений, уметь адекватно оценивать те или иные шаги органов власти. Не секрет, что действия федерального и областного правительства зачастую истолковываются однобоко, преподносятся гражданам неграмотно и некорректно, суть переворачивается с ног на голову. И в этом, наверное, есть и наша вина, так как не хватает элементарного прямого общения должностных лиц с населением. В связи с этим мы решили реализовать проект «Прямая речь», в рамках которого представители региональной власти на площадке Института открытого образования проведут ряд образовательных семинаров для педагогов. У вас, уважаемые педагоги, появится возможность услышать о приоритетах социально-экономического развития региона и о ходе решения существующих проблем из первых уст, а также пообщаться в режиме диалога  с членами правительства Архангельской области и депутатами. Мы должны слышать друг друга.

Коллеги, вы представляете разные коллективы, разные образовательные сферы, разные муниципальные образования, но всех вас объединяет особая ответственность, преданное отношение к делу, любовь к своим ученикам, любовь к своей профессии. Сотни тысяч ваших выпускников честно трудятся, прославляя нашу страну и наш регион.

Хочу поблагодарить вас за работу и пожелать новых успехов, новых свершений, новых достижений в грядущем учебном году. Пусть для каждого из вас он будет интересным, наполненным яркими событиями!

24 августа 2017, г. Архангельск