Выступление Губернатора Архангельской области на заседании российско-китайской межправительственной комиссии

г. Архан­гельск, 29 марта 2017 года

Уважаемые сопредседатели комиссии!  
Уважаемые участники встречи!

Основой для развития Арктической зоны Российской Федерации должно стать создание транспортной инфраструктуры, реализация инфраструктурных транспортных проектов, включающих в себя развитие Северного морского пути, системы морских портов, опорной сети широтных и меридиональных наземных коммуникаций.

Именно это сможет обеспечить потребности формирующейся системы размещения производительных сил, связь северных регионов между собой и с континентальными центрами промышленного развития, а также реализующих совместно с морскими маршрутами практически не раскрытый сегодня международный транзитный потенциал мирового Севера.

Проект «Белкомур» – это создание новой железнодорожной магистрали, связывающей по возможно кратчайшему пути промышленно развитые регионы России – Урала, Сибири и сопредельных стран Азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь Китая с Северо-Западными и Северными территориями Российской Федерации, включая ее Арктическую зону с выходом на «опорные» северные порты России (в том числе Мурманск, Архангельск, Сабетта) для возможности дальнейшего следования морским путем в Европу, Америку, Азию.

Реализация проекта «Белкомур» создаст условия для обеспечения надежного функционирования и развития Северного морского пути, создания «опорной зоны» ускоренного развития на базе промышленного и транспортно-логистического кластера именно в Архангельской области. Реализация проекта имеет стратегическое значение для возрождения и развития Северного морского пути, поскольку будет обеспечивать более четверти его прогнозируемой грузовой базы (минеральные удобрения, нефтепродукты, лес, генеральные и прочие грузы).

Сочленение с железнодорожной трассой Северного широтного хода позволит направить по железнодорожной магистрали «Белкомур» нефтегазовые грузы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, что приведёт к добавочной синергии проектов.

Синхронизация Проекта «Белкомур» с проектами строительства глубоководного района морского порта Архангельск, Северного широтного хода, Мурманского транспортного узла и строительством порта Сабетта на Ямале стимулирует развитие и совершенствование железнодорожной сети как основы эффективного функционирования всей Арктической инфраструктуры, обеспечит расширение пропускной способности системы железнодорожных линий в увязке с морскими портами на Севере и Северо-Западе России, а также ослабит избыточную нагрузку на Транссиб, повысит эффективность существующих транспортных артерий Арктической зоны.

Строительство магистрали «Белкомур» будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективной загрузке всей системы портов Севера и Северо-Запада России.

Повышение транспортной обеспеченности территорий создает необходимую основу роста благосостояния населения и экономического оживления труднодоступных регионов Севера.

В целом проект «Белкомур» имеет высокую социально-экономическую эффективность и может принципиально изменить траекторию развития регионов в зоне тяготения.

Совместно с ОАО «Российские железные дороги» уже выполнен большой комплекс работ по актуализации и оптимизации финансово-организационной модели реализации проекта на основе концессионного соглашения сроком на 30 лет с участием иностранного инвестора. Предполагаемый срок строительства железнодорожной магистрали – 5 лет. Таким образом, при запуске проекта в недалеком будущем мы рассчитываем, что ввести магистраль в эксплуатацию можно уже к 2023-2024 годам.

Сметная стоимость проекта – 251,5 млрд. рублей. Общие инвестиционные затраты в ценах соответствующих лет – 327,5 млрд. рублей.

Эксплуатация магистрали и предоставление услуг перевозчикам будет осуществляться ОАО «Российские железные дороги» по специальному договору с концессионером, определяющим обязательства сторон по содержанию инфраструктуры и принципы распределения выручки.

Проект демонстрирует высокую операционную рентабельность без учета финансовых расходов. В первые периоды эксплуатации основные расходы, связанные с выплатой процентов по кредиту и акционерному займу, в сумме превысят доходы от провозной платы. И для обеспечения финансовой устойчивости будет использована государственная поддержка в форме платы концедента. Максимально ее объем накопленным итогом достигнет 96,1 млрд. рублей к 2034 году. В дальнейшем до окончания срока концессии предусмотрен возврат части средств концедента из доходов от провозной платы. Проект обеспечивает высокую эффективность для инвестора и основных участников (IRR не менее 15,5%).

Китайские партнеры-инвесторы по проекту «Белкомур» готовы к подготовке концессионного предложения, созданию компании-концессионера и полномасштабному финансированию проекта после получения подтверждений от органов государственной власти Российской Федерации готовности к реализации проекта по механизму заключения концессионного соглашения.

В то же время более активному продвижению проекта и формированию решений по конкретным срокам его реализации с учетом масштаба и необходимости государственной поддержки способствовало бы рассмотрение и одобрение инвестиционных намерений потенциального концессионера (совместной российско-китайской проектной компании) государственными органами власти Китайской Народной Республики.

Это дало бы основания инвестору незамедлительно начать финансирование и реализацию прединвестиционной стадии проекта с целью подготовки и представления на рассмотрение в Правительство Российской Федерации концессионного предложения в формате частной концессионной инициативы согласно действующему российскому законодательству.

Уважаемые сопредседатели комиссии! Уважаемые коллеги!

Считаю важным сегодня довести до вас следующие наши предложения.

1. Прошу поддержать реализацию проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» по механизму концессионного соглашения и считаю необходимым внести этот проект в перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества.

2. Прошу сопредседателей комиссии поручить уполномоченным органам власти обеих сторон рассмотреть возможность подготовки и подписания межправительственного меморандума по проекту «Белкомур».

3. Обращаясь к нашим китайским коллегам, прошу рассмотреть возможность организации в ближайшее время совместной с компанией-инвестором презентации проектов «Белкомур» и «Глубоководный порт» в заинтересованных органах власти КНР и среди китайских финансово-кредитных организаций.

4. Ввиду высокой степени готовности проекта предлагаю рекомендовать ОАО «МК «Белкомур» совместно с китайскими партнерами из «Poly International Holding» создать Совместную проектную компанию и приступить к работам по подготовке концессионного предложения по проекту «Белкомур».

Спасибо за внимание!