Приветственное слово Губернатора Архангельской области И.А. Орлова на заседании Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока

16 апреля 2018

Уважаемые участники заседания президиума Экспертного совета!

В современных условиях вопрос о разумном хозяйствовании в северных регионах России замыкает на себя множество различных тем от экономических и технологических до геополитических и социокультурных.

В силу определенных условий в каждом регионе они взаимосвязаны уникальным образом. Именно характер этой взаимосвязи определяет значение конкретного региона в решении той или иной задачи. При этом общность проблем, связанных с особыми географическими условиями, налицо.

Все мы понимаем, что невысокая плотность населения, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, высокая стоимость энерготарифов, суровый климат и существенная территориальная дифференциация сказываются на конкурентоспособности и состоянии инвестиционного климата и требуют особого внимания при регулировании хозяйственной деятельности.

Задача заседания экспертного Совета – продумать вопросы законодательного обеспечения предпринимательской деятельности и инвестирования в районах Крайнего Севера, Арктической зоны и Дальнего Востока.

Для конкретизации контекста, в котором мы будем об этом говорить, предложу вашему вниманию несколько фактов, раскрывающих специфику Архангельской области.

Архангельская область – самый северный субъект Российской Федерации с учетом территорий Новой Земли и Земли Франца-Иосифа и одновременно наименее удаленный от центра страны арктический субъект Российской Федерации.

У нас не углеводородный регион, как ряд субъектов России, входящих в состав российской Арктики. Основой экономики Архангельской области является диверсифицированный промышленный сектор, доля продукции которого составляет порядка 30 % в валовом региональном продукте.

Структура валового регионального продукта региона достаточно стабильна, и существенных структурных сдвигов в период 2018-2020 годов и далее мы не прогнозируем. Из промышленных производств наиболее значимыми являются лесопромышленный комплекс и судостроительный комплекс, которые оказывают основное влияние на динамику промышленного производства Архангельской области. Рост инвестиций в основной капитал также связан с деятельностью основных градообразующих и бюджетообразующих предприятий региона.

Сегодня потенциал «северных» регионов России составляет один из важнейших стратегических резервов страны для реализации прорывной модели её развития.

Сбалансированный рост экономики и развитие социальной инфраструктуры на основе повышения эффективности управления развитием предполагает согласование интересов и объединение усилий государства, бизнеса и общества. В то же время характерная для России неравномерность развития регионов, во многом определяемая действием объективных факторов природно-климатического и географического характера, снижает возможности создания одинаково равных условий для реализации единых социальных стандартов уровня и качества жизни граждан, а также для организации и ведения бизнеса.

Государство должно нивелировать факторы, вызывающие неравномерность развития регионов, и инвестировать в инфраструктурные проекты для закрепления граждан в перспективных регионах освоения Арктики с учетом различных моделей расселения (постоянного или вахтового типа). Это будет способствовать реализации в «северных» регионах Российской Федерации инвестиционных и инновационных проектов: государственных, частных и осуществляемых в режиме ГЧП.

В северных (особенно арктических) территориях одной из основных проблем, негативно влияющих на инвестиционный и предпринимательский климат, помимо высоких энерготарифов и сурового климата, является повышенная нагрузка на бизнес в соответствии с Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовым Кодексом РФ по предоставлению «северных» надбавок и других государственных льгот работникам.

Это влечет дополнительные расходы субъектов малого и среднего предпринимательства, делая их финансово уязвимыми на рынке.

Государственные и бюджетные организации закладывают «северные» надбавки в структуру фонда оплаты труда при формировании бюджета на следующий год. Коммерческие организации должны обеспечить исполнение указанных обязательств из собственной прибыли. Данный факт в значительной мере влияет на конкурентоспособность как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и региона.

Надеюсь, что участники заседания обсудят возможные механизмы, направленные на снижение «дополнительной нагрузки» на бизнес, который осуществляет свою деятельность на территориях в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Желаю участникам заседания плодотворной работы. Уверен, что в ходе мероприятия будут сформулированы конструктивные предложения по совершенствованию законодательного обеспечения повышения инвестиционной привлекательности, улучшению предпринимательского климата в северных регионах.

В конечном итоге это будет способствовать раскрытию потенциала российской Арктики и созданию здесь благоприятной среды для жизни нынешнего и будущих поколений.

16 апреля 2018, Правительство Архангельской области