Выступление губернатора Архангельской области И.А. Орлова на пленарном заседании XLVII Ломоносовских чтений

«Нас­ле­дие М. В. Ломо­носо­ва и дос­тиже­ния сов­рем­ен­ной нау­ки», 19 нояб­ря 2018 года

Дорогие гости и участники 47-х Ломоносовских чтений!

Тема наших Ломоносовских чтений в этом году – «Наследие Михаила Васильевича Ломоносова и достижения современной науки». В городе и области работает множество площадок, где все могут узнать и увидеть достижения российских и архангельских ученых. И здесь сегодня прозвучат выступления, демонстрирующие творческую силу и исследовательскую мощь отечественной науки. Но навсегда нашим самым главным достижением останется способность нашей Родины рождать гениальные умы и таланты, поражающие мир и ведущие нас по пути прогресса.

Северяне всегда высоко чтили образование и образованность, ибо без этого невозможно было осваивать безбрежные суровые пространства земли и океана. Вполне закономерно рождение, взросление и жизненное становление именно на поморской земле человека, который стоял в дальнейшем у истоков российской науки и высшей школы, – Михаила Васильевича Ломоносова. Его жизнь и деятельность представляют собой замечательный пример упорства, неистребимой силы духа, бескорыстного служения Отечеству, своему народу. Его научная мысль и свершения во многом опередили эпоху, в которой он жил, и внесли колоссальный вклад в прогресс человеческой цивилизации.

Масштаб личности Ломоносова вместил в себя всю предшествующую эпоху российской истории и последующие ее столетия. Александр Сергеевич Пушкин, высоко оценивая научный гений и вклад Ломоносова в развитие Отечества, поставил его между Петром I и Екатериной II, утверждая, что ни среди царей, ни среди государственных деятелей, а, тем более, среди исследователей, ему нет равных.

Многогранность устремлений и талантов определили удивительное богатство научной натуры М.В. Ломоносова, вместившей в себя, казалось бы, трудно совместимые грани его творчества и научного наследия.

Из существовавших в 18 веке отраслей знаний не было той, в которую Ломоносов не внес бы весомого творческого вклада. Более того, он заложил основы целого ряда новых отраслей наук. Добавим к этому, что Ломоносов был блестящим организатором науки и просвещения, поборником развития отечественной экономики, поэтом, художником.

Не будет преувеличением сказать, что по совокупному масштабу личности как Ученого, Учителя, Поэта, Человека и Гражданина, мы вряд ли и сегодня найдем в истории человечества личность, равную Михаилу Ломоносову. Ломоносов «из тех гениев, которые появляются в истории народов не то, чтобы раз в столетие или раз в тысячелетие, а вообще один только раз».

Как свидетельствуют источники, Ломоносов спустя годы и десятилетия после того, как покинул родную поморскую землю, охотно встречался с земляками, интересовался их делами и свершениями, помогал своей малой родине. Увы, ему, увлеченному великими делами строительства основ российской науки и высшей школы, не суждено, да и немыслимо было в то время, создать университет на поморской земле. Но дело науки и просвещения на родине Ломоносова продолжилось в других именах.

В дореволюционную эпоху Север дал России немало ярких имен, которые внесли свой вклад в развитие отечественной науки и образования. Среди них академики и члены-корреспонденты Петербургской Академии наук: механик, математик Михаил Головин; историк Василий Крестинин; географ и историк Александр Фомин; выдающий литературовед и фольклорист Николай Жданов; историк, археограф, палеограф Иустин Сибирцев, на склоне лет, уже в советское время избранный членом-корреспондентом Академии наук СССР, и его брат, видный геолог и почвовед Николай Сибирцев, профессор физики Иван Мещерский,  30 лет заведовавший кафедрой Петербургского политехнического института, учитель академика-кораблестроителя Крылова и другие.

Ярчайшей страницей развития науки и образования на Севере стала деятельность северной интеллигенции в конце 19 – начале 20 века. В этот период развернулось масштабное статистическое, географическое, геологическое, гидрологическое, научно-промысловое исследование Европейского Севера с целью способствовать его освоению и развитию экономического потенциала.

Это послужило тому, что сразу после окончания сражений Гражданской войны на Севере, весной 1920 года в Архангельске было создано первое высшее учебное заведение – Институт народного образования, который стал прародителем Архангельского педагогического института, а потом Поморского университета. С этого момента на Архангельской земле началась история высшего образования.

Становление системы высших учебных заведений на Севере складывалось по характерному для той поры отраслевому принципу. В результате в краевом центре были созданы Архангельский лесотехнический институт в 1929 году, а в 1932 году – Архангельский педагогический институт и Архангельский медицинский институт. Кроме того, в 30-е годы работали Архангельская промышленная академия, завод-втуз и Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа.

Столетняя история высшего образования в Архангельске знает много преобразований, но всегда наши вузы шли в ногу со временем, укрепляя свой научно-образовательный потенциал, создавая научные школы и взращивая востребованные Родиной профессиональные кадры.

История академической и отраслевой науки на Севере началась в 1933 году, когда были образованы Северный научно-исследовательский институт электрификации лесной промышленности и Северное бюро Полярной комиссии. В 1935 – 36 годах бюро было преобразовано в Северную базу Академии наук СССР.

Советское время стало эпохой достижений архангельских ученых в сфере лесной науки и лесохимии. Это время масштабных арктических экспедиций, развития Северного морского пути. Достоянием науки стали открытия в области археологии и культуры. Архангельская наука решала задачи, связанные с обороной страны и развитием космонавтики. Применение находили медицинские фундаментальные и прикладные исследования.

Мы гордимся именами архангельских ученых, академиков, многие из которых получили всемирную известность. Это:

академик Николай Павлович Лавёров, придавший импульс развития архангельской науке в сложное постсоветское время;

лауреат Сталинской премии Михаил Алешков;

кораблестроитель Александр Альпин;

основоположник кардиохирургии Николай Амосов;

один из создателей космического корабля «Буран» и ракетоносителя «Энергия» Оккас Антуфьев;

создатель научной школы советской лесохимии Борис Богомолов;

выдающийся учёный в области физики и акустики океана, академик Леонид Бреховских и его брат Серафим, заложивший основы отечественной конструкционной оптики;

учёный-альголог Ксения Гемп;

геолог, первооткрыватель алмазных месторождений Владимир Гриб;

инженер – кораблестроитель Евгений Егоров;

ученый – генетик Георгий Карпеченко;

основатель эволюционной эндокринологии Лев Лейбсон;

ученые-лесоводы Питирим Львов и Иван Мелехов;

один из ведущих разработчиков ракетно-ядерного оружия Станислав Новиков;

основоположник архангельской хирургии Георгий Орлов;

атомщик Борис Панкратов;

ученый в области гидроаэродинамики, газовой динамики и механики Георгий Петров;

основатель глазной микрохирургии Святослав Фёдоров;

историки Георгий Фруменков, Анатолий Куратов. 

И многие-многие другие…

В 1991 году в Архангельске был создан первый на Европейском Севере России университет – Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Статус крупнейшего регионального центра приобрел медицинский университет. А в 2010 году в Архангельской области был образован арктический федеральный университет, сохраняющий лучшие традиции вузов-предшественников и достойно носящий имя Ломоносова.

В октябре 2001 года в Архангельске создается Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук, а в 2016 году все наши учреждения объединяются в Федеральный исследовательский центр комплексного развития Арктики Российской академии наук, который в прошлом году получил имя академика Лавёрова. В этом году началось строительство нового лабораторного корпуса.

В Архангельской области сохранился и успешно работает ряд крупных отраслевых научно-исследовательских институтов, а также государственный природный заповедник «Пинежский» и национальные парки «Кенозерский» и «Русская Арктика», в деятельности которых постепенно усиливается научно-исследовательская составляющая.

Сегодня в сфере науки и высшей школы Архангельской области работает около 2,5 тысяч ученых, среди которых 230 докторов наук и около 1000 кандидатов наук. Еще 360 исследователей учится в аспирантуре. Научные разработки ведутся по 84 научным направлениям по большинству отраслей современного научного знания. Ежегодный объем научных исследований, проводимых в регионе, превышает 600 млн. рублей, это без учета исследований в интересах военно-промышленного комплекса.

За последние 5 лет были успешно защищено свыше 160 кандидатских и докторских диссертаций, результаты исследований опубликованы в 500 монографиях и 13 тысячах научных статьях, получено 256 патентов Российской Федерации на изобретения и полезные модели.

За этими сухими цифрами стоят достижения наших архангельских ученых, это результат работы сложившихся научных школ, каждодневной работы в лабораториях, конструкторских бюро, архивах и библиотеках, в полевых и морских экспедициях. И, конечно, чрезвычайно важен интеллектуальный ресурс, ведь, как говорил великий физик, академик Петр Капица, «успех в науке достигается людьми, а не приборами».

Архангельская наука оригинальна, полна творчества и патриотизма. Для нас важны первые шаги в науке аспирантов, молодых ученых. Многие из них отмечены премиями имени М.В. Ломоносова. Весь этот мощный творческий, исследовательский потенциал сегодня служит интересам России.

Дорогие друзья! Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова является замечательным примером творчества и подвижничества в науке.

Еще перед Великой Отечественной войной здесь, в этом театре, архангельская общественность собралась на вечер памяти Ломоносова, а с 1969 года родилась традиция проведения в Архангельске Ломоносовских чтений с участием ведущих ученых Академии наук страны.

Вот уже больше четверти века главным организатором нашего ломоносовского движения выступает Ломоносовский фонд – уникальная общественная организация, объединяющая интеллектуальную элиту Архангельской области.

Имя Ломоносова очень много значит для северян. Уверен, что на тех путях, которые мы наметили по укреплению научного потенциала, развитию высшей школы имя Ломоносова будет путеводной и счастливой звездой!

Слава российской науке! Виват Ломоносову!