Транспортная сеть не только обеспечивает активное функционирование области, осуществляя необходимые грузовые и пассажирские перевозки, но и является одним из ключевых факторов в привлечении внешних инвесторов и партнёров.
Транспортный комплекс занимает важное место в экономической жизни региона, принося около 9,1% годовых налоговых поступлений. На территории области широко используются все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной и морской.
Основной объём грузоперевозок берут на себя железнодорожный и автомобильный транспорт; перевозку пассажиров обеспечивают главным образом автобусы.
На территории региона осуществляет работу 91 автобусный межмуниципальный маршрут. В 2016 году выдано более 180 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, более 2 000 специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
На территории Архангельской области услуги технического осмотра транспортных средств оказывает 37 аккредитованных станций, принадлежащих 19 организациям и 18 индивидуальным предпринимателям, в том числе две передвижные станции.
Протяженность дорог общего пользования регионального значения на 01.01.2017 года – 7682,666 км. Также по территории Архангельской области проходит федеральная трасса М-8 «Холмогоры».
С 2012 года финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания региональных автомобильных дорог осуществляется за счёт средств дорожного фонда Архангельской области. Развитие сети автомобильных дорог и приведение в нормативное состояние существующей опорной дорожной сети региона с 2014 года осуществляется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014 – 2020 годы)».
Ввод автомобильных дорог и искусственных сооружений в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014 – 2020 годы)»
1. Строительство:
— введено 18,899 км автомобильных дорог, в том числе 1 мост;
2. Ремонт и капитальный ремонт:
— введено 57,492 км автомобильных дорог и 15 мостов, кроме того 3 моста заменены на водопропускные трубы.
1. Строительство:
— введено 24,0 км автомобильных дорог, в том числе 1 мост;
2. Ремонт и капитальный ремонт:
— введено 22,095 км автомобильных дорог и 6 мостов, кроме того 1 мост заменен на водопропускную трубу.
1. Строительство:
— введено 14,535 км автомобильных дорог, в том числе 2 моста;
2. Ремонт и капитальный ремонт:
— введено 69,861 км автомобильных дорог и 11 мостов, кроме того 4 моста заменены на водопропускные трубы.
Через вокзал железнодорожной станции Архангельска летом ежедневно проходит 29 пар поездов.
Архангельск – конечный и стратегически важный пункт Северной железной дороги. В 2016 году пассажирские перевозки на территории области обеспечивали 16 поездов дальнего следования (в том числе фирменные поезда «Поморье»).
На начало 2017 года в рамках договоров с акционерным обществом «Северная пригородная пассажирская компания» предусмотрено движение 59 пригородных поездов
На территории Архангельской области сложилась система авиаперевозок, использующая сеть аэропортов местных воздушных линий. Большинство аэропортов располагается в районах, где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта. В настоящее время на территории Архангельской области зарегистрировано 23 аэропорта, из которых только 7 имеют искусственные взлетно-посадочные полосы.
Межмуниципальные пассажирские авиаперевозки на территории Архангельской области осуществляет АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» и АО «Псковавиа» под коммерческим управлением ЗАО «Нордавиа – Региональные авиалинии».
Базовыми аэропортами региона являются «Архангельск» и «Васьково».
Архангельский порт рассредоточен на акватории протяжённостью ~50 километров.
В Архангельской области в целях укрепления присутствия Российской Федерации в Арктике, развития каботажных (прибрежных) и внешнеторговых перевозок сформирована система морских портов ФГУ «Администрация морских портов Западной Арктики», в которую входят Архангельск, Онега и Мезень. В 1932 году из Архангельска был проложен Северный морской путь и доказана возможность его эксплуатации круглогодично на всем протяжении. Вследствие чего морской порт Архангельск по праву считается «Северными воротами в Арктику», открывающими путь к Арктическим минеральным богатствам России.
В морском порту Архангельск активно работают шесть ключевых предприятий стивидорных (погрузочно-разгрузочных) компаний с собственными грузовыми районами.
Внутренний водный транспорт является составной частью транспортного комплекса Архангельской области и обеспечивает региональные перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям.
Протяженность внутренних водных артерий на территории Архангельской области – рек Северная Двина, Вычегда, Пинега, Мезень, Онега, выходящих в Вологодскую область, Республику Коми и на побережье Белого моря, составляет 3443 км, в том числе с гарантированными глубинами 2463 км.
В областном бюджете ежегодно предусматриваются денежные средства на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа. На 2017 год заключены договоры на возмещение недополученных доходов с 9 транспортными операторами, которые обслуживают 22 маршрута водного транспорта на территории Архангельской области.
По сведениям, предоставленным муниципальными образованиями Архангельской области, в настоящее время на реках Архангельской области действует 57 паромных переправы и наплавных моста.
Основными транспортными операторами на внутренних водных путях являются: АО «Архангельский речной порт», ООО «Речные специалисты».
Многопрофильный торговый порт круглогодичной навигации. Мощная инфраструктура, способная перерабатывать до 4,5 млн тонн груза ежегодно.
Предприятие федерального значения, включён в реестр «Ведущие организации транспорта России – 2013». Выполняются регулярные рейсы по 14 направлениям.