Торговля является одной из ключевых отраслей экономики Архангельской области. Потребительский рынок Архангельской области имеет положительную динамику развития. Доля торговой отрасли в структуре формирования валового регионального продукта составляет 12,3 процентов. Это третье место после ведущих видов экономической деятельности: промышленное производство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом.
В 2019 году оборот розничной торговли составил 262 879,9 млн. рублей. В отрасли потребительского рынка Архангельской области осуществляют свою деятельность более 13,5 тысяч объектов, из них 9137 организаций розничной торговли, что меньше 2018 года на 69 объектов. В 2019 году произошло уменьшение торговых площадей за счет закрытия объектов торговли и высвобождения торговых площадей.
В 2019 году оборот общественного питания составил 14 943,8 млн. руб. В Архангельской области развиваются такие формы обслуживания, как кейтеринг (выездное обслуживание), организация корпоративных и семейных праздников, проведение детских утренников. Рынок общественного питания подстраивается под запросы населения. С учётом того, что спрос сместился в сектор заведений эконом-класса, наибольший интерес у предпринимателей вызывают франшизы: фаст-фуд, «кофе с собой», кафе-кондитерские, пиццерии, суши-бары и доставка на дом. Конкуренция в отрасли возрастает. Это приводит к значительным качественным изменениям, внедрению новых технологий производства и сервиса.
На 1 января 2020 года в области осуществляло своею деятельность три рынка: один сельскохозяйственный – в Архангельске и два универсальных – в Северодвинске и Котласе. Общее количество мест торговли на рынках –
351 единиц, в том числе на сельскохозяйственных рынках 277, из них для региональных товаропроизводителей предусмотрено 138 мест.
В 2019 году проведено 214 выставочно-ярмарочных мероприятий, что на 32 единицы больше 2018 года, доля сельскохозяйственных ярмарок составила 77 процентов или 165 ярмарок. С 19 по 23 сентября 2019 года проведена международная торгово-промышленная Маргаритинская ярмарка. Участниками ярмарки стали представители из 40 регионов России, в том числе из республик Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостана, Крыма, Татарстана, Чувашии, Дагестана, а также 6 стран Индии, Монголии, Латвии, Армении, Узбекистана и Республики Беларусь. Товарооборот ярмарки составил более 200 млн. рублей.
Маргаритинская ярмарка – визитная карточка области. В период ее проведения высокое качество товаров и услуг всегда было и является приоритетным направлением эффективного развития бизнеса.
При участии министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области проведен конкурс «Архангельское качество», который является региональным этапом федерального конкурса Программы «100 лучших товаров России». В отчетном году в конкурсе «Архангельское качество», участвовало 39 предприятий по 85 видам продукции и услуг из 9 городов и районов. На федеральный этап всероссийского конкурса вышли 24 предприятий по 49 видам товаров и услуг в четырех номинациях. По его итогам 17 видов товаров и услуг удостоены золотого диплома всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», 32 стали обладателями серебряного диплома, 18 видам товаров и услуг присвоен статус «Новинка года».
Приоритеты государственной политики в сфере развития торговли определены в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733.
На уровне Правительства Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 460-пп принята государственная программа Архангельской области «Развитие торговли в Архангельской области», целью которой является развитие торговой деятельности и формирование эффективной торговой политики в Архангельской области, направленной на максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли и обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих её социально-экономическую эффективность. Государственная программа является инструментом реализации государственной политики в сфере развития торговли в Архангельской области.
Краткая информация о количестве предприятий потребительского рынка Архангельской области
|
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Количество предприятий, ед. |
13 439 |
13175 |
13660 |
13583 |
13522 |
Розничной торговли |
7434 |
6966 |
7101 |
7150 |
7081 |
Объектов мелкой розницы |
1100 |
1214 |
1366 |
1389 |
1403 |
Оптовой торговли |
830 |
830 |
832 |
710 |
650 |
Общественного питания |
1191 |
1210 |
1197 |
1167 |
1197 |
Сферы услуг |
2879 |
2950 |
3160 |
3163 |
3188 |
Розничные рынки |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |