Торговля является важнейшим индикатором социально-экономического развития Архангельской области, в котором отражаются динамика потребления и платежеспособного спроса населения, эффективность государственной политики
в области занятости, поддержки отечественных производителей малого и среднего предпринимательства. Отрасль торговли является важной сферой жизнеобеспечения, которая удовлетворяет потребность населения в товарах, и одним из наиболее развивающихся секторов экономики как Российской Федерации в целом, так и Архангельской области в частности.

В сферах потребительского рынка Архангельской области осуществляют свою деятельность 12 807 объектов, в том числе: 500 — объектов оптовой торговли; 1 180 — объектов общественного питания; 3 222 — объектов бытового обслуживания; 6 610 — объект розничной торговли (3 503 объекта по реализации продовольственных товаров и 3 107 объектов по реализации непродовольственных товаров); 1 292 — нестационарных торговых объектов; 3 розничных рынка (1 сельскохозяйственный и 2 универсальных).

Рост розничных цен в 2022 году отмечался на продовольствие в целом, как по Российской Федерации, так и по Архангельской области. По данным Архангельскстата инфляция в Архангельской области по итогам 2022 года составила 11,87 процента, что на уровне РФ (11,94 %) и Северо-Западного федерального округа (11,9 %).

Резкий скачок произошёл под воздействием изменения импортозамещения и вводимых экономических санкций.

Одной из мер, направленной на снижение социальной напряженности, отмечалось добровольное принятие обязательств о минимизации торговых наценок на отдельные виды социально значимых товаров.

Базовая инфляция, отражающая более устойчивую динамику цен, в декабре 2022 года составила 14,5 процента к уровню декабря прошлого года. 

Продовольственные товары в декабре подорожали на 110,23 процента к уровню декабря 2021 года (по СЗФО рост на 109,5 %, по РФ — на 110,29 %).

Основным фактором продовольственной инфляции стал рост цен на некоторые виды круп, молоко и молочную продукцию, сливочное масло, макаронные изделия, соль, сахар-песок, муку, чай, мясо (говядина, свинина, баранина), кура. Значительные изменения в повышении себестоимости продукции отмечаются в связи с ростом цены на корма, увеличением общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Рост цен на товары непродовольственной группы к уровню декабря 2021 года составил 113,99 процента (СЗФО — 114,22 %, РФ — 112,7 %).

Социально-экономическое положение в условиях настоящего времени, санкционная политика в отношении товарооборота, особенно на непродовольственном рынке, оказала резкий рост цен с марта 2022 и вызвала динамику снижения спроса у населения. Импортные товары дорожали из-за высокого курса, из России ушли крупнейшие иностранные компании. Российские производители также были вынуждены поднимать цены на фоне растущих издержек и нарушения торговых связей.

Рост цен на услуги — 110,55 процента (СЗФО — 112,14 %, РФ — 113,19 %).
Удорожание импортных расходных материалов и инструментов на фоне санкционной политики, увеличение логистических затрат, вызвали рост составляющих компонентов сферы бытовых услуг.

Оборот розничной торговли. Всего населению продано через розничную торговую сеть товаров на сумму 324,5 млрд рублей (по итогам января-декабря 2022 года отмечено снижение оборота на 7,4 %).

В организованном секторе, где формируется основная масса общего объема оборота розничной торговли области, зафиксировано снижение к уровню января-декабря 2021 года — 92,6 процента, также наблюдается снижение продаж на розничных рынках и ярмарках — 71,6 процента (доля в структуре формирования оборота — 0,3 процента против 0,4 процента в январе-декабре 2021 года).

По итогам 2022 года продажи продовольственных товаров в сопоставимых ценах выросли на 0,3 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

На продажи непродовольственных товаров отмечается снижение на 15,7 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 55,45 процента (продано на сумму 179,9 млрд рублей), непродовольственных товаров — 44,55 процента (144,5 млрд рублей).

По итогам 2022 года оборот общественного питания сложился в объеме 18 млрд рублей, что ниже уровня соответствующего периода 2021 года на 0,3 процента в сопоставимых ценах.

За 2022 года жителям Архангельской области через все каналы реализации было оказано услуг бытового характера на сумму 8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,7 процента больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Наиболее высокий рост объемов реализации бытовых услуг населению отмечался по парикмахерским и косметическим услугам (120,3%), техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (112,1%), изготовлению и ремонту мебели (107,1%), услугам по аренде, лизингу и прокату (106,7%), ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошиву и вязанию трикотажных изделий (106,3%), ремонт и строительство жилья и других построек (105,2%), ремонту, окраске и пошиву обуви (103,5%), химической чистке и крашению, услуге прачечных (102,2%), услугам фотоателье (101,3%).

В 2022 году в целом по виду деятельности «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» сложился положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности крупных и средних организаций +1,6 млрд рублей, что на 11,7 процентов превысило аналогичный показатель соответствующего периода прошлого года.

Удельный вес убыточных организаций торговли в общем количестве крупных и средних организаций торговли Архангельской области составил 16,7 процентов.

Доля прибыльных организаций составила 83,3 процента (против 70 % годом ранее).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2022 года по виду деятельности «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» сложилась в размере порядка 45,2 тыс. рублей (по региону 62,2 тыс. рублей). Темпы роста заработной платы в торговле (110,8 %) в сравнении с аналогичным периодом 2021 года были существенно выше, чем в среднем по области (110,0 %).

21 марта 2023 года, министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области