Потребительский рынок является одной из важнейших сфер экономической деятельности, обеспечивающей жизнедеятельность и благополучие населения архангельской области. Состояние, структура, тенденции и динамика развития потребительского рынка напрямую отражает социально-экономическую ситуацию в Архангельской области и призвана обеспечивать бесперебойность снабжения населения региона товарами и услугами. 

Доля торговой отрасли в структуре формирования валового регионального продукта составляет 12 процентов. Это третье место после ведущих видов экономической деятельности: промышленное производство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом.

В Архангельской области сформирована развитая инфраструктура потребительского рынка, по состоянию на 01 января 2019 года осуществляют свою деятельность более 13583 объектов, из них 9253 розничной торговли, 1167 общественного питания, 3163 сферы услуг. В сфере потребительского рынка работает более 98,7 тысяч человек.

Одним из индикаторов состояния потребительского рынка является оборот розничной торговли, который на протяжении нескольких лет имеет тенденцию роста. Оборот розничной торговли в 2018 году составил 252 875,2 млн. рублей, что на 3,1 процента больше, чем в 2017 году. 

Прирост торговых площадей в отчетном периоде составил 163 739 кв. метров (в 2017 - 77 187 кв. метров), за счет открытия объектов торговли, расширения торговых сетей, а также введением в эксплуатацию крупных торговых центров.

Показатели обеспеченности населения региона торговыми площадями составляют 1245 кв. метров на 1 тысячу жителей (из них современных форматов 392 кв. метров). 

В регионе присутствуют как региональные, так и федеральные торговые сети, что способствует развитию здоровой конкуренции, снижению розничных цен и повышению качества обслуживания населения. В среднесрочной перспективе позитивное влияние на развитие сферы торговли будет оказывать укрупнение организаций розничной торговли.

Оборот оптовой торговли в 2018 году составил 160 750,4 млн. рублей, что на 9,2 процента меньше 2017 года. Спецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли, розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает оптовое предприятие. Основным негативным фактором, повлиявшим на ослабление деловой активности организаций на рынке оптовой торговли, следует считать возобновление тенденции снижения спроса на реализуемые товары, что спровоцировало сокращение объема продаж и товарооборота. Прежде всего, это коснулось закрытию оптовых фирм, реализующих производственно-техническую продукцию, что повлекло за собой замедление роста деловой активности. 

Объем оборота предприятий общественного питания по итогам 2018 года составил 13 921,9 млн. рублей или 104,2 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года.

В структуре предприятий общественного питания: 87 ресторанов, 558 кафе, 190 баров, 57 быстрого питания, 84 буфетов, 29 кафетериев, 162 столовых. Общее количество посадочных мест по всему кругу предприятий общественного питания - 63400, что выше 2017 года на 2812 посадочных мест.

Основными направлениями развития общественного питания в Архангельской области являются дальнейшее развитие общедоступной сети организаций общественного питания; восстановление и расширение сети социально ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, учащихся учебных заведений, пациентов лечебных учреждений; стимулирование развития сети организаций общественного питания, применяющих индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей; развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, на вокзалах, заправочных станциях и т.д. 

Объем оборота организаций бытовых услуг населению по итогам 2018 год составил 68 423,3 млн. рублей или 100,8 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года (в сопоставимых ценах). В структуре бытовых услуг доминирующую долю занимают услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также услуги по ремонту и строительству жилья и других построек.

Одной из наиболее актуальных проблем для рынка бытовых услуг выступает невысокая рентабельность, величина которой находится в пределах 5–10%. Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Одними из наиболее перспективных форм ведения бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания населения, являются сопутствующая и сетевая формы. Сетевая модель бизнеса позволяет предпринимателям не только выдержать конкуренцию, но и создавать, новые сегменты рынка бытовых услуг. Именно сетевые компании в значительной мере формируют современный рынок бытовых услуг и в будущем роль этих компаний еще более усилится. 

На 1 января 2019 года в области осуществляло своею деятельность четыре рынка: два сельскохозяйственных – в Архангельске и Вельске, и два универсальных – в Северодвинске и Котласе. Общее количество мест торговли на рынках – 416 единиц, в том числе на сельскохозяйственных рынках 172, из них для региональных товаропроизводителей предусмотрено 86 мест.

В 2018 году проведено 182 выставочно-ярмарочных мероприятий, что на 18 единиц больше 2017 года, доля сельскохозяйственных ярмарок составила 73 процента или 133 ярмарки. С 20 по 24 сентября 2018 года прошла традиционная международная Маргаритинская ярмарка. Общее количество участников ярмарки составило более 500. В период ее проведения регион посетили представители 40 субъектов Российской Федерации, а также Республики Белоруссии, Эстонии, Узбекистана, Монголии. Товарооборот ярмарки составил более 200 млн. рублей.

Реализация государственной политики в сфере торговли в регионе осуществляется в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие торговли в Архангельской области (2014 – 2021 годы)», утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 460-пп, целью которой является развитие торговой деятельности и формирование эффективной торговой политики в Архангельской области, направленной на максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли.


Краткая информация о количестве предприятий потребительского рынка Архангельской области


2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Количество предприятий, ед.

13 282

13 439

13175

13660

13583

Розничной торговли

7468

7434

6966

7101

7150

Объектов мелкой розницы

1079

1100

1214

1366

1389

Оптовой торговли

830

830

830

832

710

Общественного питания

1117

1191

1210

1197

1167

Сферы услуг

2783

2879

2950

3160

3163

Розничные рынки

5

5

5

4

4

25 марта 2019, министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области