Торговля является одной из ключевых отраслей экономики Архангельской области. Потребительский рынок Архангельской области имеет положительную динамику развития. Доля торговой отрасли в структуре формирования валового регионального продукта составляет 12,3 процентов. Это третье место после ведущих видов экономической деятельности: промышленное производство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом.      

В 2019 году оборот розничной торговли составил  262 879,9 млн. рублей. В отрасли потребительского рынка Архангельской области осуществляют свою деятельность более 13,5 тысяч объектов, из них 9137 организаций розничной торговли, что меньше 2018 года на 69 объектов. В 2019 году произошло уменьшение торговых площадей за счет закрытия объектов торговли и высвобождения торговых площадей. 

В 2019 году оборот общественного питания составил 14 943,8 млн. руб. В Архангельской области развиваются такие формы обслуживания, как кейтеринг (выездное обслуживание), организация корпоративных и семейных праздников, проведение детских утренников. Рынок общественного питания подстраивается под запросы населения. С учётом того, что спрос сместился в сектор заведений эконом-класса, наибольший интерес у предпринимателей вызывают франшизы: фаст-фуд, «кофе с собой», кафе-кондитерские, пиццерии, суши-бары и доставка на дом. Конкуренция в отрасли возрастает. Это приводит к значительным качественным изменениям, внедрению новых технологий производства и сервиса.

На 1 января 2020 года в области осуществляло своею деятельность три рынка: один сельскохозяйственный – в Архангельске и два универсальных – в Северодвинске и Котласе. Общее количество мест торговли на рынках – 
351 единиц, в том числе на сельскохозяйственных рынках 277, из них для региональных товаропроизводителей предусмотрено 138 мест.

В 2019 году проведено 214 выставочно-ярмарочных мероприятий, что на 32 единицы больше 2018 года, доля сельскохозяйственных ярмарок составила 77 процентов или 165 ярмарок. С 19 по 23 сентября 2019 года проведена международная торгово-промышленная Маргаритинская ярмарка. Участниками ярмарки стали представители из 40 регионов России, в том числе из республик Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостана, Крыма, Татарстана, Чувашии, Дагестана, а также 6 стран Индии, Монголии, Латвии, Армении, Узбекистана и Республики Беларусь. Товарооборот ярмарки составил более 200 млн. рублей.

Маргаритинская ярмарка – визитная карточка области. В период ее проведения высокое качество товаров и услуг всегда было и является приоритетным направлением эффективного развития бизнеса.

При участии министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области проведен конкурс «Архангельское качество», который является региональным этапом федерального конкурса Программы «100 лучших товаров России». В отчетном году в конкурсе «Архангельское качество», участвовало 39 предприятий по 85 видам продукции и услуг из 9 городов и районов. На федеральный этап всероссийского конкурса вышли 24 предприятий по 49 видам товаров и услуг в четырех номинациях. По его итогам 17 видов товаров и услуг удостоены золотого диплома всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», 32 стали обладателями серебряного диплома, 18 видам товаров и услуг присвоен статус «Новинка года». 

Приоритеты государственной политики в сфере развития торговли определены в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733.

На уровне Правительства Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 460-пп принята государственная программа Архангельской области «Развитие торговли в Архангельской области», целью которой является развитие торговой деятельности и формирование эффективной торговой политики  в Архангельской области, направленной на максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли и обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих её социально-экономическую эффективность. Государственная программа является инструментом реализации государственной политики в сфере развития торговли в Архангельской области.


Краткая информация о количестве предприятий потребительского рынка Архангельской области


2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

Количество предприятий, ед.

13 439

13175

13660

13583

13522

Розничной торговли

7434

6966

7101

7150

 7081

Объектов мелкой розницы

1100

1214

1366

1389

 1403

Оптовой торговли

830

830

832

710

650

Общественного питания

1191

1210

1197

1167

1197

Сферы услуг

2879

2950

3160

3163

3188

Розничные рынки

5

5

4

4

4

26 марта 2020, министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области