Отчет об исполнении областного бюджета Архангельской области в 2022 году

Материалы к общественным обсуждениям по отчету
об исполнении областного бюджета за 2022 год

В 2022 году доходная часть областного бюджета с учетом безвозмездных поступлений исполнена на 138 882,8 млн. рублей или на 108,9 % к утвержденному годовому плану. Структура доходной части представлена в таблице:

Наименование группы доходов

Утверждено
на 2022 год
(20.12.2022                № 656-40-ОЗ), млн.рублей

Прогноз кассовых поступлений           на 2022 год по состоянию на 31.12.2022,                   млн.рублей*

Исполнено      за 2022 год,  млн.рублей

% исполнения к утвержденному плану года

% исполнения к плану кассовых поступлений     2022 года

Налоговые и неналоговые доходы

83 055,4

83 090,2

84 636,2

101,9 %

101,9 %

Безвозмездные поступления

44 453,2

54 898,0

54 246,6

122,0 %

98,8 %

ВСЕГО

127 508,6

137 988,2

138 882,8

108,9 %

100,6 %

В 2022 году в областной бюджет поступило 84 636,2 млн. рублей налоговых  и неналоговых платежей, что соответствует 101,9 % уточненных плановых поступлений на год. Уровень прошлого года превышен на 9 558,8 млн. рублей, или на 12,7 %.

Плановые значения областного бюджета были увеличены в течение года на общую сумму порядка 6 009,4 млн. рублей в связи с положительной динамикой налоговых и неналоговых доходов и уточненным прогнозом показателей социально-экономического развития Архангельской области на 2022 год.

Из общей суммы налоговых и неналоговых платежей, перечисленных в областной бюджет, от налогоплательщиков Архангельской области и централизованных платежей поступило 72 649,0 млн. рублей, что на 7 485,1 млн. рублей или на 11,5 % выше уровня 2021 года.

Поступления от налогоплательщиков Ненецкого автономного округа составили 11 987,2 млн. рублей с превышением уровня аналогичного периода прошлого года на 2 073,7 млн. рублей или на 20,9 %.

Преобладающую долю в налоговых и неналоговых доходах областного бюджета составили налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций (в совокупности – 84,7 %).

В 2022 году в областной бюджет по источникам, формирующим дорожный фонд поступило 15 742,1 млн. рублей, в том числе за счет собственных источников – 9 886,5 млн. рублей. Годовой план исполнен на 98,2 %. Почти три четверти дорожного фонда (77,4 %) сформированы за счет акцизов на нефтепродукты. В целом по доходным источникам дорожного фонда план перевыполнен на 26,1 млн. рублей.

За 2022 год Архангельской областью всего получено безвозмездных поступлений в объеме 54 246,6 млн. рублей. Их структура представлена в таблице:

млн. рублей

ВСЕГО безвозмездных поступлений

54 246,6

из них:

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

10 165,1

Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы

1 956,5

Дотации (гранты) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

640,2

Дотации ЗАТО

169,2

Субвенции

4 601,2

Субсидии

17 578,1

Иные межбюджетные трансферты

7 717,8

Средства ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ

10 599,2

Прочие безвозмездные поступления

309,3

Сальдо от поступления и возврата остатков целевых средств

510,0

Расходы областного бюджета (кассовые выплаты) за 2022 год составили 143 409,8 млн. рублей или 104,6 % к утвержденному и 96,9 % к уточненному годовому плану.

В 2022 году источники финансирования расходов областного бюджета за счет областных, федеральных средств, Фонда ЖКХ, а также с учетом расходов, осуществленных за счет переходящих остатков средств на едином счете бюджета на 01.01.2022, сложились следующим образом.

Источник средств

млн. рублей

Собственные средства областного бюджета (за исключением целевых безвозмездных поступлений от других бюджетов)

103 835,0

Целевые средства федерального бюджета

29 847,5

Средства Фонда ЖКХ

8 971,0

Средства целевых дотаций из федерального бюджета

640,2

Средства от ПАО «Газпром», от ООО «ГК «УЛК»«, целевых перечислений от юридических и физических лиц

116,1

ВСЕГО расходов

143 409,8

Областной бюджет сформирован в программном формате. Общий объем расходов на реализацию программ Архангельской области составил 141 607,7 млн. рублей (97,0 % от общих расходов областного бюджета).

Программы

млн. рублей

% исполнения к уточнен-ному плану

Государственные программы Архангельской области

131 879,8

98,6 %

Адресные программы Архангельской области

9 362,2

78,0 %

Иные программы Архангельской области

365,7

99,8 %

Итого по программам

141 607,7

97,0 %

Отраслевая структура расходов в отчетном периоде за счёт всех источников финансирования расходов сложилась следующим образом.

млн. рублей

Наименование показателя

Исполнено за 2022 год

% исполнения
к уточненному плану года

Прирост
к показателям  2021 года

1

2

3

4

Общегосударственные вопросы

5 044,7

97,5 %

+ 33 %

Национальная оборона

102,7

100,0 %

+ 27 %

Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность

1 912,7

99,6 %

+ 17 %

Национальная экономика

24 197,6

97,5 %

+ 43 %

     из них: сельское хозяйство

1 538

99,8 %

+ 3 %

Дорожный фонд           

15 809,5

98,6 %

+ 51 %

Жилищно-коммунальное хозяйство

20 516,9

86,3 %

+ 59 %

Охрана окружающей среды

819,9

99,2 %

+ 49 %

Образование

32 837,0

99,6 %

+10 %

Культура, кинематография

2 250,8

99,7 %

+ 25 %

Здравоохранение

15 851,2

98,2 %

- 1 %

Социальная политика

30 722,8

99,3 %

+ 5 %

Физическая культура и спорт

1 325,4

99,1 %

+ 35 %

Средства массовой информации

188,6

100,0 %

+ 10 %

Обслуживание государственного
и муниципального долга

228,1

100,0 %

-79 %

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований

7 411,3

100,0 %

+13 %

ВСЕГО расходов

143 409,8

96,9 %

+19 %

Расходы на социально-культурную сферу составили 83 175,8 млн. рублей.

Удельный вес в расходах областного бюджета составил по отраслям «Образование» – 23 %, «Социальная политика» – 21 %, «Здравоохранение» –11 %.

Рост расходов в этих отраслях составил 6 процентов к предыдущему году и обусловлен дополнительными расходами, связанными с повышением заработной платы, введением новых мер социальной поддержки населения, индексацией размеров социальных выплат, модернизацией  учреждений образования.

Рост по отрасли «Образование» обусловлен увеличением расходов в связи с направлением средств на повышение заработной платы отдельным категориям работников образовательных организаций в целях реализации «майских» указов Президента Российской Федерации, а также выделением средств из федерального и областного бюджета на модернизацию  школьных систем образования.

В 2022 году на обеспечение комплексной модернизации общеобразовательных организаций путем проведения капитального ремонта и оснащения средствами воспитания и обучения, соответствующих современным условиям направлено 1,8 млрд. рублей, из них 1,2 млрд. рублей – за счет средств федерального бюджета.

На выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных и профессиональных учреждений направлен 1 млрд. рублей, на организацию горячего питания школьников, получающих начальное общее образование – 646,9 млн. рублей.

На приобретение жилых помещений детям-сиротам направлено 565,3 млн. рублей. За 2022 год в регионе обеспечены жилыми помещениями 275 человек, из них – 36 человек за счет средств социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата на приобретение в собственность жилого помещения на территории Архангельской области.

На динамику сферы «Здравоохранение» повлияло уменьшение потребности в средствах «на борьбу с COVID».

На льготные лекарства из областного бюджета выделено 2 млрд. рублей на уровне 2021 года.

По программе «Модернизации первичного звена здравоохранения» приобретены медицинское оборудование и автотранспорт на сумму более 430 миллионов, проведен капитальный ремонт в учреждениях на сумму 246 миллионов. На выплаты медицинским работникам за работу на удаленных и труднодоступных территориях направлено 226 млн. рублей.

Рост по отрасли «Культура и кинематография»  на 25 процентов, или на 450 млн. рублей обусловлено выделением новых федеральных субсидий:

  • на реновацию учреждений отрасли культуры (104 млн. - новые средства для ГБУ АО «АОНБ им. Н.А. Добролюбова»),

  • на развитие сети учреждений культурно-досугового типа (79 млн. - новые средства),

  • на реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных музеев (26 млн. рублей - новые средства),

Выросли ассигнования на развитие музейного дела (436 млн. в отчетном году), на капитальный ремонт, улучшение материальной базы государственных и муниципальных учреждений культуры (115 млн. в отчетном году).

По разделу  «Физическая культура и спорт» рост составил 35 процентов. Это связано с проведением строительных работ на хоккейной арене «Ледовый дворец» в г. Коряжма и увеличением расходов на оплату труда команды по хоккею с мячом «Водник».

По  отрасли «Социальная политика» расходы по сравнению с уровнем 2021 года увеличились на 5 процентов, или на 1,5 млрд. рублей. Это связано с повышением заработной платы, индексацией размеров социальных выплат, увеличением расходов на ежемесячные выплаты на детей, на страховые платежи в ФОМС  (на 305 млн. рублей), а также появлением новых расходов на социально-бытовое обустройство граждан – вынужденных переселенцев (9,4 млн. рублей).

По  отрасли «Социальная политика» расходы по сравнению с уровнем 2021 года увеличились на 5 процентов, или на 1,5 млрд. рублей. Это связано с повышением заработной платы, индексацией размеров социальных выплат, увеличением расходов на ежемесячные выплаты на детей, на страховые платежи в ФОМС  (на 305 млн. рублей), а также появлением новых расходов на социально-бытовое обустройство граждан – вынужденных переселенцев (9,4 млн. рублей).

По отраслям «Национальная экономика» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы составили 24 197,6 и 20 516,9 млн. рублей соответственно.                                 

По сравнению с прошлым рост расходов по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» составил 59,0 %. Он обусловлен увеличением расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств, а также расходов бюджета на государственное регулирование тарифов в сфере ЖКХ, транспорта.

Расходы на государственное регулирование тарифов в сфере ЖКХ и транспорта составили 8 505,2 млн. рублей.

Кроме того, в 2022 году из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами выделено 826,5 млн.рублей .

В рамках программы формирования современной городской среды муниципалитетам направлено 316 млн. рублей и ещё 288 миллионов – на создание комфортной среды в малых городах и исторических поселениях. Завершены мероприятия по благоустройству 113 общественных и 26 дворовых территорий, а также созданы историко-культурные проекты в городах Мезени, Няндоме и Вельске.

Отдельно на благоустройство территорий г. Архангельска выделено 142 млн. рублей. Приобретено 126 единиц уборочной и коммунальной техники, выполнены работы по благоустройству в 7 территориальных округах.

По разделу «Охрана окружающей среды» расходы увеличились  в 4,5 раза. Более 500 миллионов из федерального и областного бюджетов выделено на создание комплекса обработки и утилизации ТКО в Котласском районе. На ликвидацию несанкционированных свалок в лесах направлено 85 миллионов рублей. Ликвидировано 12 несанкционированных мест размещения отходов.

На поддержку сельхозтоваропроизводителей из федерального и областного бюджетов в 2022 году выделено 1 162,5 млн.рублей.

Основными приоритетными направлениями расходования средств традиционно остаются - создание условий для развития животноводства и растениеводства, обеспечение доступности кредитных ресурсов.

Основная доля субсидий 57 процента направлена на субсидирование за реализованное молоко (658,6 млн. рублей).

На возмещение части расходов, на строительство животноводческих ферм, из федерального и областного бюджетов выделено 111 миллионов рублей, поддержку получили 4 хозяйства области.

Около трети общих расходов областного бюджета – это перечисления в местные бюджеты. По сравнению с предыдущим годом объем всех межбюджетных трансфертов увеличился на 18 процентов. Дополнительно в 2022 году выделены дотации на сбалансированность местных бюджетов в сумме 452 млн. рублей, в том числе на увеличение МРОТ и на частичную компенсацию выпадающих доходов.

На дорожную деятельность всего направлено 16 333,6 млн. рублей, из них расходы дорожного фонда – 15 809,5 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 5 855,7 млн. рублей.

На строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов региональной дорожной инфраструктуры направлено 11 970 млн. рублей. Закончено строительство мостового перехода через реку Устья на км 139+309 автомобильной дороги Шангалы – Квазеньга – Кизема. Отремонтировано 125,498 км автомобильных дорог, 7 мостовых переходов общей протяженностью 277,7 погонных метра, 4 водопропускных трубы, обеспечено содержание автомобильных дорог 6 998,6 км автодорог.

Местным бюджетам на софинансирование дорожной деятельности направлено 3 344 млн. рублей.

В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» произведен ремонт 167,1 км региональных автомобильных дорог, в Архангельской городской агломерации отремонтировано 24,3 км автомобильных дорог, произведена модернизация 16 пешеходных переходов и 5 светофорных объектов. За счет средств федерального бюджета продолжено внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях.

В 2022 году за счет средств федерального бюджета началась реализация мероприятий по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог по маршруту Архангельск – Онега и продолжена реконструкция моста через Никольское устье Северной Двины в  г. Северодвинске.

Расходы на бюджетные инвестиции за счет всех источников составили  19 411,3 млн. рублей или на 75,5 % больше расходов 2021 года, в том числе за счет средств федерального бюджета – 7 205,2 млн. рублей, средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 7 690,1 млн. рублей, средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – 186,8 млн. рублей.

На строительство (реконструкцию), модернизацию объектов муниципальной собственности в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов из общей суммы бюджетных инвестиций направлено 6 090,7 млн. рублей.

В рамках ОАИП в 2022 году осуществлялось финансирование строительства и реконструкции 94 объекта. Из них по 42 объектам заказчиками являлись администрации 19 муниципальных образований Архангельской области (4 076,7 млн. рублей).

В 2022 году на территории области реализовывались 10 национальных проектов. Расходы составили 26 891,3 млн. рублей или 90,9 % к уточненному годовому плану.

Наименование проекта

млн. рублей

ИТОГО РАСХОДОВ

26 891,3

  1. 1. Демография

2 991,6

2. Здравоохранение

4 215,7

  1. 3. Образование

1 391,1

4. Жилье и городская среда

11 689,0

5. Экология

554,2

6. Безопасные качественные дороги

5 521,4

7. Культура

375,0

8. Малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

128,3,

9. Цифровая экономика Российской Федерации

7 648,0

10.Производительность труда

17,4

Областной бюджет за 2022 год исполнен с превышением расходов над доходами (дефицитом) в сумме 4 527,0 млн. рублей. Источниками его покрытия  послужили привлеченные кредиты, временно свободные остатки бюджетных и автономных учреждений Архангельской области и переходящие остатки на едином счете бюджета.

Остаток на счете по учету средств областного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на 01.01.2023 составил – 3 012,1 млн. рублей, в том числе:

– целевые средства федерального бюджета – 13,4 млн.рублей;

– средства ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 2 726,5 млн.рублей;

– остатки федеральных целевых дотаций – 22,9 млн. рублей;

– остатки целевых безвозмездных поступлений – 2,9 млн. рублей;

– средства областного бюджета – 246,4 млн.рублей.

Государственный долг Архангельской области на 01.01.2023 составил 46 578,1 млн. рублей при утвержденном верхнем пределе в размере 52 191,2 млн. рублей.

За отчетный год государственный долг вырос на 3 951,4 млн. рублей или 9,3 процента. В то же время дополнительное поступление собственных доходов областного бюджета в 2022 году позволило снизить:

  • относительный уровень государственного долга по отношению к собственным доходам областного бюджета с 57 до 55 процентов;

  • плановое привлечение коммерческих кредитов на 5 613,1 млн. рублей.

Структура долга состоит из обязательств по бюджетным кредитам (82,8%) и по коммерческим кредитам (17,2%).

На 31.12.2022 общее количество государственных учреждений Архангельской области (без государственных органов) составило 329 единиц, в том числе:

  • казенных – 59 учреждений;

  • бюджетных – 203 учреждения;

  • автономных – 67 учреждений.

Фактическая среднесписочная численность работников областных государственных учреждений за отчетный период составила 46 731 человека, фактические расходы на их денежное содержание – 26 797 млн. рублей.

Расходы на содержание органов государственной власти Архангельской области составили 2,6 процента от собственных доходов консолидированного бюджета без учета доходов по источникам, формирующим дорожный фонд Архангельской области, при утвержденном Правительством Российской Федерации нормативе 3,8 процента.

22 мая 2023 года, министерство финансов Архангельской области

Справочник документов

Бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета за 2022 год
25.05.2023
Бюджетная отчетность об исполнении областного бюджета за 2022 год
25.05.2023
Сведения о фактических поступлениях доходов областного бюджета в сравнениии с первоначально утвержденными законом о бюджете значениями за 2022 год
25.05.2023
Сведения о фактически произведнных расходах по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в сравнении с первоначально утверждекнными законом о бюджете значениями и с уточненными
25.05.2023
Сведения о фактически произведенных расходах на реализацию государственных программ в сравнении с первоначально утвержденными законом о бюджете значениями и с уточненными значениями с учетом внесенных изменений
25.05.2023
Сведения об объеме государственного внутреннего долга Архангельской области за 2022 год
25.05.2023
Сведения о внесенных изменениях в областной закон от 22 декабря 2021 года № 522-31-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (изменение прогнозируемых доходов областного бюджета на 2022 год)
25.05.2023
Сведения о внесенных изменениях в областной закон от 22 декабря 2021 года № 522-31-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (изменение распределения бюджетных ассигнований на 2022 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов)
25.05.2023
Сведения о фактических расходах на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований из бюджета Архангельской области за 2022 год, в том числе с детализацией по формам и целевому назначению межбюджетных трансфертов, в сравнении с первоначально утвержденными законом о бюджете значениями и с уточненными значениями
25.05.2023
Информация о выполнении государственного задания за 2022 год в разрезе сводных показателей по государственным услугам (работам) по главным распорядителям средств областного бюджета
25.05.2023
Объемы бюджетных ассигнований областного бюджета на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за 2022 год по главным распорядителям средств областного бюджета
25.05.2023
Отчет об исполнении областного бюджета за 2022 год
01.06.2023
К отчету об исполнении областного бюджета за 2022 год
01.06.2023
Заключение по результатам внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2022 год
01.06.2023
По итогам исполнения областного бюджета за 2022 год (с копией письма о направлении протокола в законодательный орган и перечнем поступивших вопросов и предложений с ответами)
13.06.2023
Об исполнении областного бюджета за 2022 год
05.07.2023

Слушания