В 2021 году доходная часть областного бюджета с учетом безвозмездных поступлений исполнена на 117 296,1 млн. рублей или на 106,3 % к утвержденному годовому плану. Структура доходной части представлена в таблице:
Наименование группы доходов |
Утверждено на 2021 год, |
Прогноз кассовых поступлений на 2021 год по состоянию на 31.12.2021, млн. рублей |
Исполнено за 2021 год, млн.рублей |
% исполне- |
% исполне- |
Налоговые и неналоговые доходы |
72 788,5 |
72 843,5 |
75 077,4 |
103,1 % |
103,1 % |
Безвозмездные поступления |
37 566,8 |
43 909,6 |
42 218,7 |
112,4 % |
96,1 % |
ВСЕГО |
110 355,3 |
116 753,1 |
117 296,1 |
106,3 % |
100,5 % |
В 2021 году в областной бюджет поступило 75 077,4 млн. рублей налоговых и неналоговых платежей, что соответствует 103,1 % уточненных плановых поступлений на год. В связи с улучшением показателей социально-экономического развития Архангельской области плановые значения областного бюджета в 2021 году были увеличены на 9 508,7 млн. рублей от утвержденного первоначального плана.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост налоговых и неналоговых доходов на 19 475,0 млн. рублей или на 35,0 % на фоне низкой базы 2020 года. По сравнению с уровнем 2019 года поступления выше на 11 508,7 млн. рублей или на 18,1 %.
Из общей суммы налоговых и неналоговых платежей от налогоплательщиков Архангельской области и централизованных платежей поступило 65 163,9 млн. рублей, что на 14 221,7 млн. рублей или на 27,9 % выше уровня поступлений 2020 года.
Поступления от налогоплательщиков Ненецкого автономного округа составили 9 913,5 млн. рублей, что выше уровня поступлений 2020 года на 5 253,4 млн. рублей или в 2,1 раза.
Наибольший вклад в увеличение объема платежей областного бюджета внесли поступления от предприятий целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей отраслей, от недропользователей, добывающих углеводородное сырье, от организаций транспортного сектора.
В дорожный фонд получено 10 818,9 млн. рублей, в том числе за счет собственных источников – 8 654,7 млн. рублей. Годовой план исполнен на 101,7 %. Почти три четверти дорожного фонда (78,6 %) сформированы за счет акцизов на нефтепродукты. В целом по доходным источникам дорожного фонда план перевыполнен на 148,3 млн. рублей.
В отчетном году областью получены безвозмездные поступления в объеме 42 218,7 млн. рублей. Их структура представлена в таблице:
|
млн. рублей |
ВСЕГО безвозмездных поступлений |
42 218,7 |
из них: |
|
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
9 557,1 |
Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы |
1 784,4 |
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
1 000,0 |
Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на финансовое обеспечение мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) |
159,7 |
Дотации (гранты) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
585,7 |
Дотации ЗАТО |
158,1 |
Субвенции |
4 990,5 |
Субсидии |
13 298,5 |
Иные межбюджетные трансферты |
7 267,7 |
Средства ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ |
2 912,1 |
Прочие безвозмездные поступления |
328,8 |
Сальдо от поступления и возврата остатков целевых средств |
176,2 |
Расходы областного бюджета за 2021 год составили 121 008,4 млн. рублей или 102,1 % к утвержденному и 96,9 % к уточненному годовому плану. По сравнению с 2020 годом расходы увеличились на 8 220,1 млн. рублей.
Областной бюджет сформирован в программном формате. Общий объем расходов на реализацию программ Архангельской области составил 111 739,6 млн. рублей (97,0 % от общих расходов областного бюджета).
Программы |
млн. рублей
|
% испол-нения к уточнен-ному плану |
Государственные программы Архангельской области |
115 869,8 |
97,8 % |
Адресные программы Архангельской области |
2 941,0 |
73,6 % |
Иные программы Архангельской области |
200,6 |
99,4 % |
Итого по программам |
111 739,6 |
97,0 % |
Отраслевая структура расходов в отчетном периоде за счёт всех источников финансирования расходов сложилась следующим образом.
млн. рублей
Наименование показателя |
Исполнено за 2021 год |
% исполнения |
Прирост |
Общегосударственные вопросы |
3 795,4 |
98 % |
+ 11 % |
Национальная оборона |
45,2 |
100 % |
+ 2 % |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 634,1 |
99 % |
+ 3 % |
Национальная экономика |
16 880,3 |
98 % |
+ 1 % |
из них: сельское хозяйство |
1 498,8 |
100 % |
+ 21 % |
Дорожный фонд |
10 498,3 |
97 % |
+ 7 % |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
12 889,3 |
88 % |
+ 25 % |
Охрана окружающей среды |
182,5 |
90 % |
- 56 % |
Образование |
29 829,7 |
99 % |
+13 % |
Культура, кинематография |
1 800,7 |
100 % |
+ 12 % |
Здравоохранение |
15 999,5 |
96 % |
- 5 % |
Социальная политика |
29 179,3 |
98 % |
+ 8 % |
Физическая культура и спорт |
978,2 |
84 % |
- 15 % |
Средства массовой информации |
171 |
100 % |
+ 11 % |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1 089,6 |
97 % |
+ 4 % |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
6 533,7 |
100 % |
+ 5 % |
ВСЕГО расходов |
121 008,4 |
97 % |
+ 7 % |
Расходы на социально-культурную сферу составили 77 958 млн. рублей.
Удельный вес в расходах областного бюджета составил по отраслям «Образование» – 25 %, «Социальная политика» – 24 %, «Здравоохранение» – 13 %.
Рост расходов в этих отраслях составил 7 процентов к предыдущему году и обусловлен дополнительными расходами, связанными с повышением заработной платы, введением новых мер социальной поддержки населения, индексацией размеров социальных выплат.
В полном объеме и в срок обеспечено повышение заработной платы «указным» категориям работников бюджетной сферы и повышение МРОТ с 1 января 2021 г. на 5,5 %. Всего из областного бюджета было направлено на повышение оплаты труда в бюджетном секторе 2 469,6 млн. рублей, из которых 1 650,6 млн. рублей перечислено муниципальным образованиям на осуществление соответствующих выплат.
В 2021 году выплачивались ежемесячные пособия на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Расходы составили 2 756,0 млн. рублей (на 786,0 млн. рублей больше по сравнению с 2020 годом).
Рост по отрасли «Образование» обусловлен увеличением расходов в связи с направлением средств на повышение заработной платы отдельным категориям работников образовательных организаций в целях реализации «майских» указов Президента Российской Федерации, дополнительными выплатами, введенными с сентября 2020 г. в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, а также увеличением расходов на строительство школ.
В 2021 году на выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных и профессиональных учреждений направлено 943,9 млн. рублей, а также на организацию горячего питания школьников, получающих начальное общее образование – 607,6 млн. рублей.
Уменьшение расходов по отрасли «Здравоохранение» обусловлено сокращением расходов за счет областного бюджета на выплаты работникам государственных учреждений здравоохранения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В то же время увеличены расходы бюджета на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан Архангельской области по сравнению с 2020 годом на 11 процентов и составили 2 069,8 млн. рублей.
По отраслям «Национальная экономика» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы составили 16 880,3 и 12 889,3 млн. рублей соответственно.
По сравнению с прошлым рост расходов по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» составил 25,0 %. Он обусловлен увеличением расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств, а также расходов бюджета на государственное регулирование тарифов в сфере ЖКХ и транспорта.
Расходы на государственное регулирование тарифов в сфере ЖКХ и транспорта составили 7 461,5 млн. рублей.
Кроме того, в 2021 году из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами выделено 117,0 миллионов рублей и на закупку контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов – 19,7 миллионов рублей.
На благоустройство территорий муниципальных образований Архангельской области в рамках программы «Формирование современной городской среды в Архангельской области» направлено 322,1 млн. рублей. Завершены мероприятия по благоустройству 128 общественных и 62 дворовых территорий. Дополнительно на благоустройство территорий города Архангельска выделено 167,6 млн. рублей. Приобретено 92 единицы уборочной и коммунальной техники, выполнены работы по благоустройству территорий в территориальных округах.
На дорожную деятельность всего направлено 10 993,6, млн. рублей, из них расходы дорожного фонда – 10 498,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 2 655,1 млн. рублей.
На строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов региональной дорожной инфраструктуры направлено 4 624,0 млн. рублей. Отремонтировано 14,8 км автомобильных дорог, 6 мостовых переходов общей протяженностью 150,1 погонных метра, 12 водопропускных труб, обеспечено содержание автомобильных дорог.
Местным бюджетам на софинансирование дорожной деятельности направлено 1 700,4 млн. рублей.
На реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги» на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог направлено 4 044,9 млн. рублей Произведен ремонт 149 км региональных автомобильных дорог, в Архангельской городской агломерации отремонтировано 28,5 км автомобильных дорог, произведена модернизация 37 нерегулируемых пешеходных переходов.
В 2021 году за счет средств федерального бюджета началась реализация мероприятий по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог по маршруту Архангельск – Онега и продолжена реконструкция моста через Никольское устье Северной Двины в г. Северодвинске.
Поддержка сельхозтоваропроизводителей за счёт средств областного и федерального бюджета составила 1 112,2 млн. рублей. Основными приоритетными направлениями расходования средств остаются создание условий для развития животноводства и растениеводства, обеспечение доступности кредитных ресурсов. На субсидирование за реализованное молоко, на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота направлено 56,3 миллионов рублей, на компенсацию предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий – 12,7 миллионов рублей
Около трети общих расходов областного бюджета – это перечисления в местные бюджеты. По сравнению с предыдущим годом объем всех межбюджетных трансфертов увеличился на 7 процентов.
Объем инвестиционных расходов за 2021 год составил 10 989,2 млн. рублей или на 14 % больше уровня 2020 года, в том числе за счет средств федерального бюджета – 5 715,4 млн. рублей, средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 2 772,3 млн. рублей.
В 2021 году выделенные средства позволили завершить реализацию следующих мероприятий:
переселить 3 195 человек из аварийного жилфонда, расселить 54,3 тыс. кв. метров аварийной площади;
ввести в эксплуатацию 8 фельдшерско-акушерских пунктов в Вельском, Шенкурском, Котласском, Няндомском, Верхнетоемском, Устьянском, Ленском районах и приобрести фельдшерско-акушерский пункт в пос. Лайский Док Приморского района;
получить разрешения на ввод 6 детских садов в городах Мезень, Северодвинск, Архангельск, Няндома и поселке Урдома Ленского района, 2 общеобразовательных школ в с. Ровдино Шенкурского района и в округе Варавино-Фактория г. Архангельска, 2 спортивных залов в «Илезской средней общеобразовательной школе» Устьянского района и «Архангельском государственном лицее имени М.В. Ломоносова» в г. Архангельске;
завершить работы по строительству лыже-роллерной трассы в с. Черевково Красноборского района;
завершить реконструкцию канализационных очистных сооружений в пос. Октябрьском Устьянского района и строительство канализационного коллектора в г. Каргополе;
завершить работы устройству уличного освещения в деревнях сельского поселения “Мошинское” Няндомского района и линий освещения в с. Черевково Красноборского района;
получить разрешение на ввод в эксплуатацию мостового перехода через реку Вага на автомобильной дороге Вельск – Шангалы;
завершить реконструкцию автомобильной дороги в Виноградовском районе;
ввести в эксплуатацию 4 многоквартирных дома в г. Мирный;
приобрести 18 жилых помещений для переселения граждан с. Холмогоры и г. Онега, а также 25 жилых помещений для предоставления в качестве служебного жилья медицинским работникам в городах Архангельск, Северодвинск, Вельск, Каргополь, Новодвинск, Сольвычегодск, Няндома, Шенкурск и поселке Плесецк Архангельской области.
В 2021 году на территории области реализовывались 11 национальных проектов. Расходы составили 15 216,8 млн. рублей или 89,8 % к уточненному годовому плану.
Наименование проекта |
млн. рублей |
ИТОГО РАСХОДОВ |
15 216,8 |
|
3 394,9 |
2. Здравоохранение |
1 561,3 |
|
1 435,0 |
4. Жилье и городская среда |
4 200,9 |
5. Экология |
146,6 |
6. Безопасные качественные дороги |
4 095,8 |
7. Культура |
115,8 |
8. Малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы |
183,3 |
9. Цифровая экономика Российской Федерации |
8,6 |
10.Туризм и гостевая индустрия |
54,6 |
11.Производительность труда |
19,9 |
Областной бюджет за 2021 год исполнен с превышением расходов над доходами (дефицитом) в сумме 3 712,3 млн. рублей. Источниками его покрытия послужили временно свободные остатки автономных и бюджетных учреждений Архангельской области, а также переходящие остатки на едином счете бюджета.
Государственный долг Архангельской области на 1 января 2022 года составил 42 626,7 млн. рублей при утвержденном верхнем пределе в размере 48 198,5 млн. рублей.
В 2021 году дополнительное поступление собственных доходов областного бюджета и направление их части на погашение коммерческого долга позволило избежать роста объема государственного долга и существенно снизить относительный уровень государственного долга региона к собственным доходам. По сравнению с 2020 годом объем государственного долга сократился на 45 млн. рублей, а его уровень к собственным доходам – с 77 до 57 процентов.
Структура долга состоит из обязательств по бюджетным кредитам (65 %) и по коммерческим кредитам (35 %).
Все долговые обязательства Архангельской области в 2020 году погашались своевременно и в полном объеме. Параметры государственного долга Архангельской области соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
На 31 декабря 2021 года общее количество государственных учреждений Архангельской области (без государственных органов) составило 335 единицы, в том числе:
казенных – 57 учреждений;
бюджетных – 211 учреждений;
автономных – 67 учреждений.
Фактическая среднесписочная численность работников областных государственных учреждений за отчетный период составила 40 882 человека, фактические расходы на их денежное содержание – 24 217,6 млн. рублей.
Расходы на содержание органов государственной власти Архангельской области составили 2,4 процента от собственных доходов консолидированного бюджета без учета доходов по источникам, формирующим дорожный фонд Архангельской области, при утвержденном Правительством Российской Федерации нормативе 3,2 процента.