В 2018 году доходная часть областного бюджета с учетом безвозмездных поступлений исполнена на 78 711,8 млн. рублей или на 106,4 % к утвержденному годовому плану.
Структура доходной части представлена в таблице:
Наименование группы доходов |
Утверждено на 2018 год, (в ред. закона от 14.12.2018 № 34-4-ОЗ), млн. рублей |
Прогноз кассовых поступлений на 2018 год по состоянию на 31.12.2018, млн. рублей |
Исполнено за 2018 год, млн. рублей |
% исполнения к утвержденному плану года |
% исполнения к плану кассовых поступлений 2018 года |
Налоговые и неналоговые доходы |
55 571,0 |
55 612,4 |
59 133,2 |
106,4 % |
106,3 % |
Безвозмездные поступления |
18 419,9 |
19 573,6 |
19 578,6 |
106,3 % |
100,0 % |
ВСЕГО |
73 990,9 |
75 186,0 |
78 711,8 |
106,4 % |
104,7 % |
Налоговых и неналоговых доходов поступило в бюджет 59 133,25 млн. рублей, что соответствует 106,4 % от утвержденного областным законом годового плана. По сравнению с 2017 годом абсолютный прирост доходов составил 7 385,6 млн. рублей или 14,3 %.
Основная часть поступлений областного бюджета обеспечено за счет поступления налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций – по 32 % соответственно, налога на имущество организаций – 14 % и акцизов – 7 %.
Доходов от плательщиков на территории Ненецкого округа в областной бюджет поступило 7 584,5 млн. рублей. По сравнению с 2017 годом рост налоговых платежей с территории округа составил 448,8 млн. рублей или 6,3 %.
В отчетном году областью получены безвозмездные поступления в объеме 19 579 млн. рублей. Их структура представлена в таблице:
|
Исполнено за 2018 год, млн. рублей
|
Удельный вес в общем объеме безвозмездных поступлений, % |
ВСЕГО безвозмездных поступлений |
19 579 |
100,0 % |
из них: |
|
|
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
8 824 |
45,0 % |
Дотации на сбалансированность бюджета |
1 827 |
9,3 % |
Дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы |
899 |
4,6 % |
Дотации ЗАТО |
269 |
1,4 % |
Дотации в целях стимулирования налогового потенциала по налогу на прибыль организаций |
39 |
0,2 % |
Субвенции |
3 283 |
16,8 % |
Субсидии |
2 921 |
14,9 % |
Иные межбюджетные трансферты |
1 376 |
7,0 % |
Средства ГК – Фонда содействия реформированию ЖКХ |
124 |
0,6 % |
Прочие безвозмездные поступления |
38 |
0,2 % |
Расходы областного бюджета за 2018 год составили 75 536,3 млн. рублей и исполнены к уточненным плановым назначениям на 97,7 %. По сравнению с 2017 годом расходы увеличились на 4 821,5 млн. рублей.
Областной бюджет сформирован в программном формате. Общий объем расходов на реализацию программ Архангельской области составил 74 505,2 млн. рублей (99 % от общих расходов областного бюджета).
Программы |
План по уточненной сводной бюджетной росписи на 2018 год, млн. руб |
Доведено предельных объемов финансирования, млн. руб |
Исполнено за 2018 год, млн. руб |
% испол-нения к плану года |
Государственные программы Архангельской области |
75 670,2 |
74 357,1 |
74 134,8 |
98,0 % |
Адресные программы Архангельской области |
517,7 |
342,9 |
341,6 |
66,0 % |
Иные программы Архангельской области |
29,2 |
28,8 |
28,8 |
98,9 % |
Итого по программам |
76 217,1 |
74 728,8 |
74 505,2 |
97,7 % |
Справочно: всего расходов областного бюджета |
77 284,4 |
75 776,8 |
75 536,3 |
97,7 % |
Удельный вес программных расходов в общих расходах бюджета, % |
99 % |
99 % |
99 % |
|
Функциональная структура расходов в отчетном периоде за счёт всех источников финансирования расходов сложилась следующим образом.
Наименование показателя |
План по уточненной сводной бюджетной росписи на 2018 год, млн. рублей Раздел |
Исполнено за 2018 год, млн. рублей |
% исполне-ния к уточненному плану года |
1 |
2 |
|
4 |
Общегосударственные вопросы |
2 895,2 |
2 828,5 |
97,7 % |
Национальная оборона |
36,7 |
36,7 |
100,0 % |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 452,7 |
1 449,5 |
99,8 % |
Национальная экономика |
9 748,7 |
9 480,6 |
97,2 % |
из них: сельское хозяйство |
1 172,1 |
1 171,4 |
99,9 % |
Дорожный фонд |
4 135,3 |
4 041,5 |
97,7 % |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
5 554,3 |
5 079,9 |
91,5 % |
Охрана окружающей среды |
69,0 |
62,7 |
90,7 % |
Образование |
20 685,1 |
20 077,5 |
97,1 % |
Культура, кинематография |
1 859,7 |
1 830,3 |
98,4 % |
Здравоохранение |
6 882,5 |
6 830,6 |
99,2 % |
Социальная политика |
21 530,1 |
21 334,2 |
99,1 % |
Физическая культура и спорт |
553,5 |
553,5 |
100,0 % |
Средства массовой информации |
76,4 |
76,4 |
100,0 % |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1 314,3 |
1 271,0 |
96,7 % |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
4 626,0 |
4 625,0 |
100,0 % |
ВСЕГО расходов |
77 284,4 |
75 536,3 |
97,7 % |
Расходы на социально-культурную сферу составили 50 702,5 млн. рублей. Самый значительный удельный вес в расходах областного бюджета отмечается по отраслям «Социальная политика» (28 %), «Образование» (26,6 %), «Здравоохранение» (9,0 %) .
Рост расходов в этих отраслях составил 11 процентов к предыдущему году. Целевые показатели по заработной плате, установленные в «майских» указах Президента Российской Федерации, достигнуты. На исполнение социальных обязательств, в том числе по указам Президента, в 2018 году консолидированным бюджетом предусмотрено 17,5 млрд. рублей, в том числе на повышение заработной платы – 8,5 млрд. рублей (прирост к уровню 2012 года).
За счет федеральных и областных средств увеличились инвестиции в объекты образования на 341 млн. рублей к предыдущему и составили 595 млн. рублей.
Областным учреждениям на выполнение ремонтов, приобретение оборудования, на устранение предписаний надзорных органов направлено 559 млн. рублей.
Муниципальным образованиям на оснащение новых и ремонт существующих объектов социальной сферы выделено 143 млн. рублей.
На предоставление жилья детям-сиротам направлено 202 млн. рублей (больше на 36 млн. рублей по сравнению с 2017 годом), в том числе за счет средств областного бюджета – 120 млн. рублей. Приобретено 188 жилых помещений.
По отраслям «Национальная экономика» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы составили 9 480,6 и 5 079,9 млн. рублей соответственно.
На государственное регулирование тарифов в сфере ЖКХ и транспорта организациям направлено 4 141,9 млн. рублей.
Поддержка сельхозтоваропроизводителей за счёт средств областного и федерального бюджета составила 928 млн. рублей. Основной формой поддержки остаются субсидии за реализованное молоко (433 млн. рублей).
На дорожную деятельность всего направлено 5 094,9 млн. рублей, из них расходы дорожного фонда – 4 041,5 млн. рублей.
Объем инвестиционных расходов за 2018 год составил 3 220,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета –1 609,2 млн. рублей, средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 254,2 млн. рублей.
В рамках областной адресной инвестиционной программы в 2018 году за счет средств областного бюджета осуществлялось финансирование строительства и реконструкции 65 объектов на общую сумму 1 357,0 млн. рублей. На строительство (реконструкцию), модернизацию 36 объектов муниципальной собственности в виде субсидий и иных межбюджетных трансфертов направлено 613,7 млн. рублей.
За отчетный период выделенные средства позволили:
– в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселить 730,8 кв. метров аварийной площади;
– предоставить выплату 82 собственникам жилых помещений для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года в связи с физическим износом и подлежащих сносу или реконструкции;
– произвести оплату возмещения собственникам 4-х жилых помещений в многоквартирном доме № 5 по ул. Северодвинской в г. Архангельске по соглашению об изъятии жилых помещений;
– получить положительные заключения проектной документации и о достоверности определения сметной стоимости на строительство подъездных дорог в дер. Боброво, с. Емецке и с. Матигоры, автомобильной дороги Подъезд к дер. Петариха от автомобильной дороги «Подъезд к дер. Макаровская» Няндомском районе, транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Смольный Буян и пр. Обводного канала и на реконструкцию пересечения ул. Урицкого и пр. Обводного канала в муниципальном образовании «Город Архангельск».
Завершено строительство объектов:
детский сад на 60 мест в пос. Турдеевск г. Архангельска;
школа на 90 мест в дер. Погост Вельского района;
начальная общеобразовательная школа на 320 учащихся в с. Красноборск Архангельской области;
центр культурного развития в г. Каргополе по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина;
пристройка сценическо-зрительного комплекса к основному зданию и реконструкция существующего здания Архангельского областного театра кукол по адресу: г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 5;
газопровод высокого, среднего и низкого давления в МО «Аргуновское» Вельского района Архангельской области (2 очередь);
первый этап (120 квартир) 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске.
Также приобретено:
10 жилых помещений для граждан, пострадавших в результате пожара в 2013 году в пос. Двинской Холмогорского района,
3-жилых помещения в МО «Город Архангельск» для расселения жителей многоквартирного дома № 5 по ул. Северодвинской в городе Архангельске,
учебная база в пос. Октябрьский Устьянского района для нужд ГАПОУ «Устьянский индустриальный техникум»,
здание библиотеки, расположенного по адресу: Архангельская область, Лешуконский район, с. Лешуконское, ул. Октябрьская, д. 26,
фельдшерско-акушерский пункт в дер. Окулово Приморского района.
Кроме того, оплачена задолженность за разработку проектной документации на строительство здания фондохранилища ГБУК «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»« в г. Архангельске и объекта «Поликлиника на 375 посещений в смену в п. Плесецк Архангельской области».
Объем расходов областного бюджета в 2018 году на межбюджетные трансферты местным бюджетам Архангельской области составил 23 224,7 млн. рублей или 30,8 % от общего объема расходов областного бюджета. В течение года местным бюджетам дополнительно выделялись средства на софинансирование вопросов местного значения, в том числе дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и субсидия в связи с повышением минимального размера оплаты труда.
При исполнении областного бюджета за 2018 год сложился профицит в размере 3 175,5 млн. рублей, который в основном направлен на погашение долговых обязательств и на увеличение расходов областного бюджета на 2019 год за счет переходящих остатков средств на едином счете бюджета.
Государственный долг Архангельской области на 01 января 2019 года сложился в объеме 35 549,1 млн. рублей и уменьшился на 5 367,5 млн. рублей (на 13,1 %). Такое существенное сокращение долговых обязательств области стало возможным благодаря поступлению дополнительных собственных доходов, а также внедрению новых казначейских инструментов в бюджетный процесс. В структуре государственного долга большую часть занимают обязательства по кредитам кредитных организаций (59,1 %) и по бюджетным кредитам (40,1 %).
Расходы на обслуживание государственного долга составили 1 271,0 млн. рублей по сравнению с прошлым годом уменьшились на 20 процентов.
Все долговые обязательства Архангельской области в 2018 году погашались своевременно и в полном объеме. Параметры государственного долга Архангельской соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
На 31.12.2018 общее количество государственных учреждений Архангельской области составило 388 единиц, в том числе:
казенных – 98 учреждений (по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 2 учреждения);
бюджетных – 223 учреждение (по сравнению с прошлым годом уменьшились на 5 учреждений);
автономных – 67 учреждения.
Фактическая среднесписочная численность работников областных государственных учреждений за отчетный период составила 44 673 человек, фактические расходы на их денежное содержание – 19 819,3 млн. рублей.
Расходы на содержание органов государственной власти Архангельской области составили 2,3 процента от собственных доходов консолидированного бюджета с учетом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.