1 ноября 2021 года Губернатором Архангельской области внесен в Архангельское областное Собрание депутатов проект закона «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Рассмотрение проекта бюджета в первом чтении состоится 1 декабря 2021 года.
Сравнение основных показателей областного бюджета в 2021 – 2024 годах приведено в таблице:
млн. рублей
Наименование |
Уточненный |
Проект бюджета |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
112 778,0 |
112 857,7 |
113 115,2 |
117 068,5 |
% к 2020 году |
|
100,1% |
100,3% |
103,8% |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
70 931,1 |
77 046,0 |
80 571,1 |
83 687,1 |
% к 2020 году |
|
108,6% |
113,6% |
118,0% |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
41 846,9 |
35 811,7 |
32 544,1 |
33 381,5 |
% к 2020 году |
|
85,6% |
77,8% |
79,8% |
из них поступления из федерального бюджета: |
37 574,8 |
29 636,7 |
27 814,7 |
27 891,2 |
дотации |
13 085,4 |
11 485,1 |
11 559,3 |
11 636,5 |
субсидии |
13 909,8 |
12 216,1 |
10 637,8 |
11 503,9 |
субвенции |
4 981,9 |
3 451,2 |
3 518,4 |
3 671,1 |
иные межбюджетные трансферты |
5 597,8 |
2 484,3 |
2 099,1 |
1 079,6 |
поступления от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ |
2 964,5 |
6 025,1 |
4 579,5 |
5 340,2 |
прочие безвозмездные поступления |
1233,2 |
150 |
150 |
150 |
РАСХОДЫ, ВСЕГО |
120 921,5 |
120 753,7 |
116 419,5 |
118 237,6 |
% к 2020 году |
|
99,9% |
96,3% |
97,8% |
ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ(-/+) |
-8 143,5 |
-7 896,0 |
-3 304,2 |
-1 169,0 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (верхний предел на конец периода) |
48 198,5 |
56 094,5 |
59 327,6 |
60 425,5 |
% к доходам без учета безвозмездных поступлений |
68% |
73% |
74% |
72% |
Доходная часть областного бюджета на 2022 год за счет всех источников определена в сумме 112 857,7 млн. рублей, на 2023 и 2024 годы – соответственно 113 115,2 млн. рублей и 117 068,5 млн. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета спрогнозированы в объеме 77 046,0 млн. рублей (с ростом на 8,6 процента к плановым назначениям на 2021 год), 65,1 процента которых будет формироваться за счет налога на прибыль организаций (26 720,1 млн. рублей) и налога на доходы физических лиц (23 434,4 млн. рублей).
Безвозмездные поступления предусмотрены в сумме 35 811,7 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета – 29 636,7 млн. рублей).
Расходная часть областного бюджета на 2022 год определена в размере 120 753,7 млн. рублей, на 2023 и 2024 годы – соответственно 116 419,5 млн. рублей и 118 237,6 млн. рублей.
Областной бюджет сформирован по программному принципу: 23 государственные программы Архангельской области, адресная и две иных программы Архангельской области охватывают 97 процентов расходов бюджета.
Около двух третей расходов (2022 год – 72 532,0 млн. рублей) приходится на отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, социальная политика, культура и спорт.
В проекте областного бюджета учтены в необходимой потребности средства на обеспечение достижения плановых результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2022 год – 18 420,0 млн. рублей).
Расходы на оплату труда отдельных категорий работников государственных учреждений Архангельской области, работников образовательных учреждений Архангельской области, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций на реализацию образовательных программ, рассчитаны исходя из:
обеспечения в 2022 – 2024 годах установленных показателей оплаты труда отдельных категорий работников согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688;
прогнозируемого размера среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Архангельской области в 2022 году в сумме 51 630,68 рубля, в 2023 году – 55 089,94 рубля, в 2024 году – 58 725,88 рубля;
прогнозируемых размеров средней заработной платы учителей и средней заработной платы в сфере общего образования в Архангельской области в 2022 – 2024 годах.
Расходы на оплату труда работников государственных учреждений Архангельской области, не относящихся к категориям работников, показатели оплаты труда которых установлены согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688, предусмотрены с учетом индексации фонда оплаты труда с 1 октября 2022 года на 4,0 процента, с 1 октября 2023 года на 4,0 процента и с 1 октября 2024 года на 4,0 процента.
Кроме того, в расходах на заработную плату учтено повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2022 года до 13 617 рублей.
В целом на повышение заработной платы работников бюджетной сферы Архангельской области дополнительные расходы в 2022 году составят 3 067,8 млн. рублей.
Расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Архангельской области учтены в соответствии с изменением областного законодательства в части увеличения размеров социальных выплат и расширения перечня категорий получателей социальных выплат, а также с учетом вводимых с 1 января 2022 года выплат отдельным категориям граждан ко дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, предоставления семьям при рождении ребенка (детей) набора детских принадлежностей «Новорожденному Поморья».
По социальным выплатам (индексация которых производится в соответствии с областным законом об областном бюджете) предусмотрена индексация размеров пособий с 1 января 2022 года на 4,0 процента, с 1 января 2023 года на 4,0 процента и с 1 января 2024 года на 4,0 процента. Объем дополнительных расходов, необходимых для указанной индексации выплат в 2022 году, составил 177,8 млн. рублей.
Общий объем средств на предоставление мер социальной поддержки жителям Архангельской области (без учета федеральных субвенций) на 2022 год оставил 7 851,8 млн. рублей.
Областная адресная инвестиционная программа на 2022 год сформирована в объеме 7 442,4 млн. рублей, из них 4 646,1 млн. рублей – бюджетные инвестиции и субсидии на капитальные вложения в объекты государственной собственности Архангельской области, 2 796,3 млн. рублей – субсидии в объекты муниципальной собственности. Приоритетными отраслями для бюджетных инвестиций являются здравоохранение (2 880,1 млн. рублей), дорожное строительство, транспортная инфраструктура (1 652,6 млн. рублей), образование (1 541,3 млн. рублей) и инженерная инфраструктура (920,1 млн. рублей).
В рамках ОАИП в 2022 – 2024 годах будет осуществляться строительство 81 объекта, из которых 32 являются переходящими. В 2022 году планируется приобрести или ввести в эксплуатацию 35 объектов.
Кроме того, бюджетные инвестиции запланированы по адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы».
С участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на сокращение непригодного для проживания жилья будет направлено 6,1 млрд. рублей, что в полтора раза больше лимитов текущего года.
Дорожный фонд Архангельской области сформирован на 2022 год в объеме 9 454,7 млн. рублей.
В проекте областного бюджета сохранены все важнейшие формы поддержки муниципальных образований. Общий объем дотаций и субсидий, направляемых на решение вопросов местного значения, составляет
12 537,7 млн. рублей. Субсидия на софинансирование вопросов местного значения запланирована в объеме 4 768,4 млн. рублей, с ростом на 319,1 млн. рублей.
На 2022 год спрогнозирован дефицит областного бюджета в размере 7 896,0 млн. рублей (10,2 процента от общего объема доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений). Основным источником финансирования дефицита будет привлечение коммерческих кредитов. В 2023 году прогнозируется дефицит областного бюджета в размере 3 304,2 млн. рублей, в 2024 году – 1 169,0 млн. рублей.
С учетом запланированного привлечения и погашения обязательств размер верхнего предела государственного внутреннего долга Архангельской области на 1 января 2023 года не превысит величину
56 094,5 млн. рублей. Уровень государственных долговых обязательств в 2022 году достигнет 73 процента от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Рост объема государственного долга обусловлен сохранением дефицита областного бюджета.