15 октября 2020 года Губернатором Архангельской области внесен в Архангельское областное Собрание депутатов проект закона «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Рассмотрение проекта бюджета в первом чтении состоится 18 ноября 2020 года.
Сравнение основных показателей областного бюджета в 2020 – 2023 годах приведено в таблице:
млн. рублей
Наименование |
Уточненный план 2020 год (на 01.10.2020) |
Проект бюджета |
||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
98 371,9 |
97 258,7 |
104 094,6 |
103 587,1 |
% к 2020 году |
|
98,9% |
105,8% |
105,3% |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
55 514,8 |
63 279,7 |
69 271,3 |
73 726,5 |
% к 2020 году |
|
114,0% |
124,8% |
132,8% |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
42 857,1 |
33 978,9 |
34 823,3 |
29 860,6 |
% к 2020 году |
|
79,3% |
81,3% |
69,7% |
из них поступления из федерального бюджета: |
40 313,0 |
31 005,1 |
29 156,0 |
24 193,3 |
дотации |
16 130,9 |
13 442,3 |
12 891,8 |
12 891,8 |
субсидии |
12 582,5 |
10 835,0 |
10 177,3 |
6 256,9 |
субвенции |
5 561,7 |
4 799,1 |
4 645,1 |
4 728,0 |
иные межбюджетные трансферты |
6 037,9 |
1 928,7 |
1 441,8 |
316,5 |
поступления от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ |
2 016,8 |
2 068,2 |
5 517,3 |
5 517,3 |
прочие безвозмездные поступления |
0,1 |
- |
- |
- |
безвозмездные поступления от негосударственных организаций |
540,8 |
905,7 |
150,0 |
150,0 |
РАСХОДЫ, ВСЕГО |
117 306,2 |
106 750,6 |
109 949,2 |
107 729,4 |
% к 2020 году |
|
91,0% |
93,7% |
91,8% |
ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ(-/+) |
-18 934,3 |
-9 491,9 |
-5 854,6 |
-4 142,3 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (верхний предел на конец периода) |
46 006,4 |
52 667,0 |
58 521,7 |
62 664,0 |
% к доходам без учета безвозмездных поступлений |
83% |
83% |
84% |
85% |
Доходная часть областного бюджета на 2021 год за счет всех источников определена в сумме 97 258,7 млн. рублей, на 2022 и 2023 годы – соответственно 104 094,6 млн. рублей и 103 587,1 млн. рублей.
На 2021 год налоговые и неналоговые доходы областного бюджета спрогнозированы в объеме 63 279,7 млн. рублей (с ростом на 14 процентов к плановым назначениям на 2020 год), 60,9 процента которых будет формироваться за счет налога на прибыль организаций (16 876,9 млн. рублей) и налога на доходы физических лиц (21 636,8 млн. рублей). Безвозмездные поступления предусмотрены в сумме 33 978,9 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета – 31 005,1 млн. рублей).
Расходная часть областного бюджета на 2021 год определена в размере 106 750,6 млн. рублей, на 2022 и 2023 годы – соответственно 109 949,2 млн. рублей и 107 729,4 млн. рублей.
Областной бюджет сформирован по программному принципу: 24 государственные программы Архангельской области, адресная и региональная программы Архангельской области охватывают 98 процентов расходов бюджета.
Около двух третей расходов (2021 год – 66 079,5 млн. рублей) приходится на отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, социальная политика, культура и спорт.
В проекте областного бюджета учтены в необходимой потребности средства на достижение результатов региональных проектов Архангельской области, обеспечивающих достижение национальных целей, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2021 год – 14 059,1 млн. рублей).
Расходы на оплату труда отдельных категорий работников государственных учреждений Архангельской области, работников образовательных учреждений Архангельской области, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций на реализацию образовательных программ, рассчитаны исходя из:
достижения в 2020 году установленных показателей оплаты труда отдельных категорий работников согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688 и сохранения в 2021 – 2023 годах достигнутых в 2020 году соотношений;
прогнозируемого размера среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Архангельской области в 2020 году в сумме 43 835,00 рублей, в 2021 году – 46 289,76 рублей, в 2022 году – 49159,73 рублей, в 2023 году – 52 404,27 рублей;
прогнозируемых министерством образования и науки Архангельской области размеров средней заработной платы учителей и средней заработной платы в сфере общего образования в Архангельской области в 2020 – 2023 годах.
Расходы на оплату труда работников государственных учреждений Архангельской области, не относящихся к категориям работников, показатели оплаты труда которых установлены согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688, предусмотрены с учетом пропуска (отказа от) индексации фонда оплаты труда с 1 октября 2021 года и осуществления индексации фонда оплаты труда с 1 октября 2022 года на 4,0 процента и с 1 октября 2023 года на 4,0 процента.
Кроме того, в расходах на заработную плату учтено повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2021 года до 12 792 рублей.
В целом на повышение заработной платы работников бюджетной сферы Архангельской области дополнительные расходы в 2021 году составят 2 481,0 млн. рублей.
Расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Архангельской области учтены в соответствии с изменением областного законодательства в части увеличения размеров социальных выплат и расширения перечня категорий получателей социальных выплат, а также с учетом вводимых с 1 января 2021 года выплат, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан. По социальным выплатам (индексация которых производится в соответствии с областным законом об областном бюджете) предусмотрена индексация размеров пособий с 1 января 2021 года на 4,0 процента, с 1 января 2022 года на 4,0 процента и с 1 января 2023 года на 4,0 процента. Общий объем средств на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Архангельской области (без учета федеральных субвенций) на 2021 год оставил 6 624,2 млн. рублей.
Областная адресная инвестиционная программа на 2021 год сформирована в объеме 6 775,0 млн. рублей, из них 3 281,0 млн. рублей – бюджетные инвестиции и субсидии на капитальные вложения в объекты государственной собственности Архангельской области, 3 494,0 млн. рублей – субсидии в объекты муниципальной собственности. Приоритетными отраслями для бюджетных инвестиций являются образование (2 097,0 млн. рублей), дорожное строительство, транспортная инфраструктура (1 247,4 млн. рублей), здравоохранение (1 186,0 млн. рублей) и инженерная инфраструктура (301,6 млн. рублей).
Дорожный фонд Архангельской области сформирован на 2021 год в объеме 10 090,9 млн. рублей (на уровне плановых назначений на 2020 год).
В проекте областного бюджета сохранены все важнейшие формы поддержки муниципальных образований. Общий объем дотаций и субсидий, направляемых на решение вопросов местного значения, составляет 12 426,6 млн. рублей. Субсидия на софинансирование вопросов местного значения запланирована в объеме 4 449,4 млн. рублей, с ростом на 189,6 млн. рублей.
На 2021 год спрогнозирован дефицит областного бюджета в размере 9 491,9 млн. рублей (15 процентов от общего объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений). Основным источником финансирования дефицита будет являться привлечение коммерческих кредитов. В 2022 году прогнозируется дефицит областного бюджета в размере 5 854,6 млн. рублей, в 2023 году – 4 142,3 млн. рублей.
С учетом запланированного привлечения и погашения обязательств размер верхнего предела государственного внутреннего долга Архангельской области на 1 января 2022 года не превысит величину 52 667,0 млн. рублей. Уровень государственных долговых обязательств в 2020 году достигнет 83 процента от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Рост объема государственного долга обусловлен сохранением дефицита областного бюджета.