15 октября 2019 года Губернатором Архангельской области внесен в Архангельское областное Собрание депутатов проект закона «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Рассмотрение проекта бюджета в первом чтении состоится 13 ноября 2019 года.
Сравнение основных показателей областного бюджета в 2019 – 2022 годах приведено в таблице:
млн. рублей
Наименование |
Уточненный |
Проект бюджета |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
88 942,5 |
92 215,7 |
97 349,2 |
102 632,8 |
% к 2019 году |
|
103,7% |
109,5% |
115,4% |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
58 313,8 |
63 632,3 |
69 571,2 |
74 041,1 |
% к 2019 году |
|
109,1% |
119,3% |
127,0% |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
30 628,7 |
28 583,5 |
27 778,0 |
28 591,7 |
% к 2019 году |
|
93,3% |
90,7% |
93,3% |
из них поступления из федерального бюджета: |
28 824,4 |
26 004,7 |
24 984,1 |
23 074,4 |
дотации |
10 928,2 |
11 503,8 |
11 468,6 |
11 472,1 |
субсидии |
7 157,8 |
8 421,2 |
7 957,2 |
6 420,0 |
субвенции |
3 825,2 |
4 560,8 |
4 445,1 |
4 509,9 |
иные межбюджетные трансферты |
6 913,1 |
1 518,8 |
1 113,2 |
672,3 |
поступления от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ |
1 758,6 |
2 068,2 |
2 068,2 |
5 517,3 |
прочие безвозмездные поступления |
35,5 |
510,6 |
725,7 |
|
РАСХОДЫ, ВСЕГО |
93 370,4 |
100 508,7 |
98 807,0 |
102 557,6 |
% к 2019 году |
|
107,6% |
105,8% |
109,8% |
ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ(-/+) |
-4 427,9 |
-8 293,0 |
-1 457,9 |
75,2 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (верхний предел на конец периода) |
37 944,5 |
44 125,1 |
44 809,1 |
44 733,9 |
% к доходам без учета безвозмездных поступлений |
65% |
69% |
64% |
60% |
Доходная часть областного бюджета на 2020 год за счет всех источников определена в сумме 92 215,7 млн. рублей, на 2021 и 2022 годы – соответственно
97 349,2 млн. рублей и 102 632,8 млн. рублей.
На 2020 год налоговые и неналоговые доходы областного бюджета спрогнозированы в объеме 63 632,3 млн. рублей (с ростом на 9,1 процента к плановым назначениям на 2019 год), 61,2 процента которых будет формироваться за счет налога на прибыль организаций (18 600,1 млн. рублей) и налога на доходы физических лиц (20 372,7 млн. рублей). Безвозмездные поступления предусмотрены в сумме 28 583,5 млн. рублей (в том числе из федерального бюджета – 26 004,7 млн. рублей).
Расходная часть областного бюджета на 2020 год определена в размере
100 508,7 млн. рублей, на 2021 и 2022 годы – соответственно 98 807,0 млн. рублей и 102 557,6 млн. рублей.
Областной бюджет сформирован по программному принципу:
23 государственные программы Архангельской области, адресная и региональная программы Архангельской области охватывают 99 процентов расходов бюджета.
Около двух третей расходов (2020 год – 62 041,6 млн. рублей) приходится на отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, социальная политика, культура и спорт.
В проекте областного бюджета учтены в необходимой потребности средства на достижение результатов региональных проектов Архангельской области, обеспечивающих достижение национальных целей, установленных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 (2020 год – 14 170,9 млн. рублей).
Расходы на заработную плату работников областных государственных учреждений (за исключением младшего медицинского персонала), повышение которой осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации, предусмотрены исходя из достижения в 2020 – 2022 годах оплаты труда уровня 96 процентов от прогнозируемого размера среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Архангельской области, с возможностью последующего достижения до уровня 100 процентов в ходе исполнения бюджета.
Расходы на заработную плату иных работников государственных учреждений, повышение которой не осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации, а также работников областных органов власти определены с учетом индексации, предусмотренной на федеральном уровне (ежегодно с 1 октября 2020 года на 3,0 процента, с 1 октября 2021 года
на 4,0 процента и с 1 октября 2022 года на 4,0 процента).
По отдельным категориям работников бюджетной сферы предусмотрено повышение заработной платы на 2020 год сверх сценарных условий чья заработная плата в настоящее время ниже среднеобластных или среднеотраслевых показателей (основному персоналу лесничеств и лесопарка, основному персоналу подразделений противопожарной службы агентства противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, специалистам по социальной работе и заведующих отделениями бюджетных и автономных учреждений в сфере социального обслуживания населения Архангельской области, а также ветеринарным специалистам).
Кроме того в расходах на заработную плату учтено повышения минимального размера оплаты труда (в том числе с 1 января 2020 года до 12 130 рублей).
В целом на повышение заработной платы дополнительные расходы в 2020 году составят 2 182,1 млн. рублей.
Расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Архангельской области учтены в соответствии с изменением областного законодательства в части увеличения размеров социальных выплат и расширения перечня категорий получателей социальных выплат. По социальным выплатам (индексация которых производится в соответствии с областным законом об областном бюджете) предусмотрена индексация размеров пособий ежегодно с 1 января 2020 года на 3,8 процента, с 1 января 2021 года на 4,0 процента и с 1 января 2022 года на 4,0 процента. Общий объем средств на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан Архангельской области (без учета федеральных субвенций) на 2020 год cоставил
8 608,0 млн. рублей (с ростом на 1 139,0 млн. рублей к плановым назначениям на 2019 год).
Областная адресная инвестиционная программа на 2020 год сформирована в объеме 3 409,8 млн. рублей, из них 2 151,8 млн. рублей – бюджетные инвестиции и субсидии на капитальные вложения в объекты государственной собственности Архангельской области, 1 258,0 млн. рублей – субсидии в объекты муниципальной собственности. Приоритетными отраслями для бюджетных инвестиций являются образование (1 179,7 млн. рублей), дорожное хозяйство (664,6 млн. рублей), жилищно-коммунальное хозяйство (546,8 млн. рублей) и здравоохранение (301,6 млн. рублей).
Дорожный фонд Архангельской области сформирован на 2020 год в объеме
8 070,4 млн. рублей (с ростом на 884,1 млн. рублей к плановым назначениям на 2019 год).
В проекте областного бюджета сохранены все важнейшие формы поддержки муниципальных образований. Общий объем дотаций и субсидий, направляемых на решение вопросов местного значения, составляет 12 110,3 млн. рублей. Субсидия на софинансирование вопросов местного значения запланирована в объеме 4 259,8 млн. рублей, с ростом на 321,1 млн. рублей.
На 2020 год спрогнозирован дефицит областного бюджета в размере 8 293,0 млн. рублей (13 процентов от общего объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений). Основными источниками финансирования дефицита будут являться привлечение коммерческих кредитов и поступление средств от продажи акций, находящихся в собственности Архангельской области. В 2021 году прогнозируется дефицит областного бюджета в размере 1 457,9 млн. рублей, в 2020 году – профицит в размере 75,2 млн. рублей.
С учетом запланированного привлечения и погашения обязательств размер верхнего предела государственного внутреннего долга Архангельской области на 1 января 2021 года не превысит величину 44 125,1 млн. рублей. Уровень государственных долговых обязательств в 2020 году достигнет 69 процентов от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. В 2021 и в 2022 годах прогнозируется снижение уровня государственного долга Архангельской области.