Δ

Правительство Архангельской области

Официальный портал
Поиск   ·  Выход

Послание Губернатора Архангельской области И. А. Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов

о социаль­но-эко­но­ми­чес­ком и общест­вен­но-поли­тич­ес­ком положе­нии

в Архан­гель­ской области, 4 марта 2016 года

Выступления и интервью Губернатора Новости
Послание Губернатора Архангельской области И. А. Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов
Послание Губернатора Архангельской области И. А. Орлова Архангельскому областному Собранию депутатов

Добрый день, уважаемые депутаты областного Собрания. 
Добрый день, уважаемые коллеги.

Из года в год мы подводим итоги своей деятельности и ставим новые задачи, сверяя соответствие достигнутых результатов с поставленными целями. И каждый год мы уточняем, детализируем план нашей жизни, адаптируя его к требованиям времени.

Президент России Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию сказал: «Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние возможности…»

Данная экономическая ситуация, когда идет трансформация всего мирового хозяйства, бросает нам всё новые вызовы, предопределяя как текущее благосостояние жителей области, так и будущее развитие региона. Без пониманиявсех этих процессов, без собственной стратегии развития в этом мире не выжить. И стратегия нужна не на год или два, а на десятилетия, её нужно непрерывно отслеживать и при необходимости корректировать.

Исходя из этого, в прошлом году мы начали масштабную работу по формированию стратегии развития области. Задействовали все муниципалитеты, выслушали проблемы и предложения людей, опробовали различные механизмы работы с региональными и федеральными институтами развития. В этом году мы должнытак построить свою работу, чтобы каждый житель присоединился к созданию образа будущего Архангельской области.

Успешное решение задач в значительной степени будет зависеть от деловой активности, социальной ответственности и дальновидности бизнеса, его деятельного участия в развитии региона. Все ветви власти и общественные институты должны поддерживать инициативы и начинания наших партнёров.

В недавнем отчете за 2015 год я акцентировал внимание на стабильных показателях экономики региона при одновременном снижении объема инвестиций. Однако инвестиции, по сути, это гарантии конкурентоспособности региональной экономики, а, следовательно, гарантии соответствующего уровня социальных благ населения. Экономический рост нельзя обеспечить, не инвестируя в развитие.

Сегодня мы сформировали платформу для качественной инвестиционной среды в регионе:

— приняли общую стратегию развития области;

— утвердили инвестиционную стратегию;

— усилили институты поддержки инвесторов;

— актуализировали инвестиционное законодательство.

Однако это сделано не в погоне за рейтингами и статистическими показателями. Мы понимаем, что нерешённых проблем еще много, эффективный механизм работы с инвестором пока только просматривается. Требуется запустить практический механизм взаимодействия с нашими партнёрами, нацеленный на достижение конкретных, осязаемых результатов.

Одним из таких механизмов может стать интерактивная карта инвестиционной привлекательности региона. Это информационный ресурс в сети «Интернет», который наглядно отображает инвестиционную ситуацию в регионе, включая общие сведения, законодательство в инвестиционной сфере, данные об инвестплощадках, инфраструктуре, трудовом потенциале области, а также описания инвестпроектов региона.

Правительству Архангельской области при тесном взаимодействии с депутатским корпусом и общественными объединениями предпринимателей необходимо до 1 мая разработать подробный трехлетний план реализации принятой инвестиционной стратегии, акцентировав внимание на среднесрочных мероприятиях.

Уважаемые депутаты! Вами поддержаны инициативы Правительства областипо модернизации инвестиционного законодательства в части государственно-частного партнерства, специальных инвестиционных контрактов, выделения земли под масштабные инвестпроекты. Нормативно-правовая основа есть. Пора переходить от слов к делу. Поручаю агентству стратегических разработок совместно с профильными исполнительными органами государственной власти обеспечить реальное внедрение современных инструментов инвестиционной политики.

Для всякого проекта в любой отрасли экономики очень важна комфортная административная и разрешительная или, точнее сказать, регуляторная среда.

Мы каждый год говорим про барьеры, встречаемся с контрольно-надзорными органами на различных комиссиях и советах. Слышим и понимаем друг друга. А, может, надо спросить бизнес?

Уважаемые предприниматели, руководители предприятий, банков. Сегодня назрела необходимость именно вам формировать повестку по минимизации существующих бюрократических и временных барьеров, так как именно вы являетесь конечными получателями и заказчиками этих услуг в своей деятельности.

Правительству региона совместно с предпринимательским сообществом надо выработать конкретные предложения по изменению нормативных документов для совершенствования региональной регуляторной среды. Особую активную позицию в этой работе должны занять органы местного самоуправления.

Коллеги! Вопросы формирования комфортной бизнес-среды лежат не только в плоскости нормативно-правового регулирования. Спектр составляющих бизнес-климата очень широк. В их числе – стоимость энергоресурсов.

Нами проводится целенаправленная работа по сдерживанию цен на природный газ. В результате этой работы оптовая цена на газ на севере региона не повышалась в течение последних трех лет, что позволило существенно сдержать рост тарифов не тепло- и электроэнергию.

Агентству по тарифам и ценам следует продолжить данную работу с Федеральной антимонопольной службой и не допустить рост оптовой цены на природный газ и в 2016 году.

Мы в полном объёме перешли на долгосрочное регулирование тарифов в сферах тепло- и водоснабжения и водоотведения, что направлено в первую очередь на привлечение частных инвестиций в энергетику и ЖКХ. При этом надо продолжать использование местного топливного потенциала, а также строить новые энергоэффективные объекты и модернизировать существующую инфраструктуру.

Поручаю министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства совместно с агентством по тарифам и ценам обеспечить результативность реализации инвестиционных программ предприятий энергетики и ЖКХ, оказывая всю необходимую поддержку инвесторам и концессионерам. Особое внимание к инфраструктуре позволит совершить прорыв впривлечении инвесторов в экономику региона.

Формирование благоприятного инвестиционного климата не самоцель. За показателями мы должны видеть перспективы развития экономики Архангельской области.

Традиционная и особо значимая отрасль региона – лесопромышленный комплекс.

На протяжении многих лет у нас реально осуществляется заготовка только 50% расчетной лесосеки. В целях повышения эффективности использования лесаминистерствулесопромышленного комплекса и природных ресурсов совместно с лесозаготовительными предприятиями требуется подготовить конкретные предложения по вовлечению в оборот так называемой «экономически недоступной» лесосеки.

Рациональное управление лесным фондом невозможно без актуальной информации о его состоянии и запасах. Нам удалось активизировать процесс лесоустройства, в 2015 году проведены работы на площади 1 млн. гектаров. В их софинансировании участвовали крупные арендаторы. Необходимо и в дальнейшем использовать механизмы ГЧП в этом важнейшем деле.

Заготовка древесины – только один из 16 видов лесопользования. Мы практически не используем лес по другим направлениям. Министерству лесопромышленного комплекса и природных ресурсов совместно с агентством стратегических разработок и представителями науки и бизнеса поручаю подготовить набор конкретных предложений по развитию всех возможных видов лесопользования.

Полностью поддерживаю инициативу ученого совета САФУ по созданию в регионе еще одного кластера – биотехнологического. Правительству области совместно с университетом необходимо разработать его концепцию и порядок организации и представить в третьем квартале этого года.

Считаю, что к работе по формированию перспективных направлений лесопользования должны активно привлекаться лесничие – люди, которые фактически «живут лесом». Безусловно, роль и статус лесничих должны быть существенно повышены.

Добывающий сектор региона благодаря развитию крупных проектов освоения месторождений алмазов показывает устойчивый рост. Но алмазы не единственный наш ресурс. Наши недра богаты нефтью, газом,бокситами, полиметаллами, гипсом и другими полезными ископаемыми. Считаю, что Правительство Архангельской области должно сконцентрироваться на поддержке проектов по вовлечению в оборот всех природных ресурсов, уделяя особое внимание проектам по их глубокой переработке на территории Архангельской области.

Немаловажную роль в экономике Архангельской области играет рыбохозяйственный комплекс. В 2016 году на федеральном уровне запланировано существенное изменение законодательства в отрасли, в том числе в порядках распределения квот. Нельзя допустить негативных последствий для области. Нам вместе нужно оперативно реагировать на федеральные инициативы.

В этой связи министерству агропромышленного комплекса и торговли в оперативном режиме предстоит отслеживать инициативы по изменению законодательства в рыбной отрасли. Считаю, что законодательная, исполнительная власти и предприятия рыбохозяйственного комплекса должны консолидировано выступить в данной работе.

Кроме того, в условиях проводимой реорганизации органов Росрыболовства мы также не должны допустить снижения уровня рыбоохраны в регионе, имея в виду в первую очередь борьбу с браконьерством.

Непростые климатические условияСеверане являются преградой для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции с высокими потребительскими свойствами. Производство местных сельхозпродуктов создает условия для развития предпринимательства и для социальной стабильности на селе.

Для этого Правительство Архангельской области должно использовать все возможности для сохранения направлений и объемов государственной поддержки сельского хозяйства.

Министерству агропромышленного комплекса и торговли следует провести подробный анализ использования сельхозземельв регионе с подготовкой конкретных предложений по их эффективному использованию и появлению новых. Считаю обязательным вовлечение в этот процесс научного сообщества и сельхозтоваропроизводителей.

Развитие отраслей реального сектора экономики возможно на основе привлечения в него крупных инвестиционных ресурсов. В прошлом году у нас был успешный опыт поддержки региональных предприятий через Фонд развития промышленности. Считаю целесообразным министерству экономического развития сформировать план по взаимодействию с Фондом, направленный на расширение поддержки предприятий Архангельской области.

В 2016 году на территории Архангельской области продолжится работа по строительству социального жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Для решения данной задачи в установленный Президентом срок – 01 сентября 2017 года – от глав муниципальных образований требуется предпринять все необходимые меры для выполнения программы переселения – в полном объёме и с требуемым качеством. Напоминаю о персональной ответственности за выполнение данной программы.

В связи с этим муниципальная власти совместно с министерством ТЭК и ЖКХ, надзорными органами и в тесном сотрудничестве с общественными организациями должны обеспечить исполнение адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы.

Коллеги! Новая система капитального ремонта многоквартирных домов с привлечением взносов собственников для его финансирования при всех существующих трудностях и проблемах демонстрирует работоспособность. Это долгосрочный масштабный проект, в котором задействованы государственные органы власти, органы местного самоуправления, региональный оператор, управляющие компании, ТСЖ и, самое главное, жители Архангельской области, проживающие в многоквартирных домах.

В текущем году за счет средств фондов капитального ремонта, формируемых на счетах регионального оператора из взносов собственников жилья, планируется направить в восемь раз больше средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, чем в прошлом году.

Министерству ТЭК и ЖКХ необходимо обеспечить исполнение краткосрочного плана капитального ремонта в 2016 году с требуемым качеством, обеспечить максимальную прозрачность в отношениях регионального оператора с собственниками в вопросах проведения работ, формирования и расходования средств, а также совместно с агентством по печати и СМИ обеспечить открытость информации о реализации программы.

Сохранение как вновь построенного, так и отремонтированного жилищного фонда напрямую зависит от надлежащего управления и эксплуатации. Несмотря на завершение процесса лицензирования управляющих компаний и увеличение административной ответственности за нарушение лицензионных требований в жилищной сфере, качество управления многоквартирными домами требует постоянного улучшения.

Я думаю, что депутаты и члены Правительства, проживающие в многоквартирных домах, должны стать общественными контролёрами деятельности управляющих компаний.

Государственной жилищной инспекции Архангельской области совместно с органами местного самоуправления и общественными контролёрами при осуществлении лицензионного контроля необходимо обеспечить применение всех имеющихся административных мер воздействия к управляющим компаниям-нарушителям, вплоть до аннулирования лицензии при наличии оснований.

По-прежнему в числе наших главных задач – строительство и качественное содержание региональных автомобильных дорог. Кроме того, многочисленные мосты и переправы требуют нашего постоянного повышенного внимания.

В этой связи поручаю Правительству Архангельской области обеспечить привлечение федеральных средств для приведения сети автомобильных дорог региона в нормативное состояние, а также предпринять все меры для безопасного движения транспортных средств по мостам и переправам области.

Для нашей области актуальным остается вопрос организации перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом. Сегодня эта сфера должна стать одним из направлений для привлечения инвестиций.

Министерству транспорта Архангельской области в рамках реализации Стратегии развития региональной авиации надлежит организовать работу по совершенствованию региональных авиаперевозок.

Коллеги! Развитие малого и среднего предпринимательства сегодня является залогом минимизации негативных проявлений кризиса в экономике. Это и занятость населения, и новые рабочие места, и варианты развития. Как сказал Президент Российской Федерации на Всероссийском предпринимательском форуме, «…два последних года были достаточно сложными для экономики, объективные трудности затронули практически все её секторы. Но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе и малый».

В прошлом году создана федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, на базе которой сконцентрированы все федеральные инструменты поддержки бизнеса: финансирование, юридическая помощь, информационная, маркетинговая и другие формы поддержки.

В этой связи министерству экономического развития совместно с Корпорацией развития Архангельской области предстоитвыстроить эффективное взаимодействие с федеральной корпорацией, обеспечив доступность всех федеральных мер поддержки и федеральных институтов развития для регионального бизнеса.

Конечно, мы должны сохранить действующие механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Но надо обратить особое внимание на результативность оказанной финансовой поддержки и наладить необременительный, но действенный механизм контроля за расходованием бюджетных средств. Снижению рисков нецелевого использования бюджетных субсидий должно способствовать смещение акцентов в пользу возвратных мер финансовой поддержки. Наша задача в условиях ограниченных ресурсов – сфокусироваться на наиболее востребованных и эффективных мерах.

Для удобства взаимодействия малого и среднего предпринимательства с органами власти, госучреждениями, институтами развития необходимо внедрять на базе МФЦ принцип «одного окна» для предоставления госуслуг, в том числе, чтобы меры федеральной поддержки стали доступны каждому индивидуальному предпринимателю, малому и среднему бизнесу нашего региона.

Уважаемые главы муниципальных образований! Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется и на муниципальном уровне через собственные программы поддержки. Обращаю ваше внимание на необходимость обеспечить их эффективное функционирование.

Министерству экономического развития следует доработать методику оценки эффективности органов местного самоуправления с учетом переноса акцентов на инвестиционные показатели и показатели развития предпринимательства в расчёте итогового рейтинга.

«Выживаемость» бизнеса на территории зависит от наших общих решений. В прошлом году мы рекомендовали органам местного самоуправления воздержаться от повышения размера арендных платежей и отмены льгот за использование муниципального имущества. Предлагаю распространить данный мораторий до 2017 года. Это, безусловно, относится и к государственному имуществу.

Системная работа с молодёжью есть один из рычагов для развития предпринимательства в регионе. Важно выявлять и своевременно поддерживать начинающих предпринимателей и инноваторов. Поручаю министерству экономического развития совместно с управлением по делам молодёжи и патриотическому воспитанию, а также корпорацией развития активизировать системную работу по привлечению ресурсов федерального Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Надо понимать, что малый и средний бизнес будет развиваться только при комплексном подходе, учитывающем подготовку квалифицированных кадров. Поэтому следует задействовать все системы консультационных и образовательных услуг, которые оказываются организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе перманентной системы обучения основам предпринимательской деятельности и повышения качества предпринимательских навыков и компетенций.

Коллеги! Отсутствие единых региональных информационных систем делает невозможным эффективное управление развитием региона. Сегодня по-прежнему актуальна информатизация многих сфер нашей жизни, в том числе и ресурсная база, и единая база земельных участков, государственного имущества, социально значимых объектов – я имею в виду детские сады, школы, больницы.

Министерству связи и информационных технологий предстоит организовать работу по внедрению современных государственных геоинформационных систем и развитию регионального сегмента электронного Правительства Архангельской области.

Одно из важнейших мест в федеральной и региональной повестке дня, безусловно, занимает Арктика. На протяжении столетий наша область играла важнейшую роль в освоении и обживании Арктической зоны. И сегодня имеются все предпосылки для занятия нами лидирующих позиций в Арктике по многим направлениям.

Это определяет необходимость всем органам государственной власти Архангельской области и муниципалитетам в лице Ассоциации арктических муниципалитетов активизировать участие в подготовке, реализации и продвижении арктических инициатив и проектов региона по транспорту, энергетике, образованию и науке, промышленности, технологиям и природным ресурсам.

В ближайшее время начнутся первые обсуждения федерального закона «О развитии Арктической зоны». Поручаю всем государственным органам исполнительной власти включиться в работу по определению наших предложений в законопроект.

Назрела необходимость усилить арктический блок в областном Правительстве. С учетом важности развития арктического вектора предлагаю создать отдельный институт уполномоченного по вопросам Арктики при Губернаторе Архангельской области.

Считаю также правильным и своевременным продолжить работу по развитию Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики и предпринять необходимые шаги по созданию научно-образовательного центра комплексных медицинских исследований в Арктике.

Обеспечение стабильности общественных финансов, безусловное исполнение социальных обязательств по-прежнему остаются приоритетными задачами в сфере бюджетной политики. Коллеги! Не должно быть иллюзий, что исполнение бюджета в 2016 году является уже решённой задачей и будет таким же, как в предыдущем году.

Как никогда актуальным является вопрос результативности использования каждого рубля. Финансирование должно осуществляться с учётом подтверждения фактической потребности в использовании средств. Перечисление целевых трансфертов местным бюджетам уже производится в пределах сумм, необходимых для оплаты обязательств.

Поручаю министерству финансов совместно с заинтересованными органами власти проработать возможность введения аналогичного механизма при предоставлении субсидий юридическим лицам при инвестиционных расходах и расчётах по госконтрактам.

Сохранение и приумножение наших финансовых ресурсов напрямую связано с противодействием коррупции. Основой ответственной гражданской позиции должна стать нетерпимость к любым коррупционным проявлениям.

Друзья! Перед нами стоят масштабные задачи. Определяя алгоритм их решения, мы должны четко понимать:

— что произведем, то и будем иметь;

— что вырастим, то и будем есть;

— каких лидеров подготовим, таким и будет качество управления и качество жизни.

Мы живем в правильное время – время больших возможностей, активных действий, время профессионалов. Трудности нас всегда только укрепляли. Когда говорят, что пора затягивать пояса, мы закатываем рукава.

Мы мобилизуемся.

И выходим победителями.

Уважаемые коллеги! Есть сфера жизни, которая не должна быть зависимой ни от каких внешних факторов – социальная.

Значение и смысл любых экономических и технологических преобразований в конечном счёте определяются достигнутым качеством жизни людей – тем, насколько благоприятна среда, какие жизненные стандарты формируются в обществе. Поэтому все наши действия направлены на обеспечение социального комфорта, на здоровье людей и качественное образование.

Могу с уверенностью сказать, что в 2016 году все обязательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан будут сохранены.

Многие добрые традиции в здравоохранении, образовании, культуре, спорте выдержали суровые испытания временем. Но именно время диктует и новые требования, ставит новые задачи.

Здоровье. Я бы назвал его ценностью высшего порядка. В современных условиях здоровье необходимо рассматривать как социальную и экономическую категорию. Потому что существует непосредственная связь состояния здоровья людей с эффективностью труда и ростом затрат на его охрану и поддержание. В состоянии здоровья аккумулируются практически все социально-экономические процессы, происходящие в обществе и окружающей среде, более того – закладывается фундамент будущего поколения.

Этот год должен стать годом серьезных изменений в работе первичного звена региональной системы здравоохранения. Понимая все трудности, связанные с кадровым наполнением отрасли, с транспортной доступностью, считаю, что ещёесть пробелы в использовании всех возможностей современных телемедицинских технологий, а также в развитии мобильных форм работы.

Поэтому считаю своевременным Правительству Архангельской области выработать и реализовать комплекс мер по повышению доступности медицинской помощи, в том числе в отдалённых районах.

Система предоставления населению необходимой медицинской помощи приобретает сегодня значение жизненно важной. С целью повышения доступности бесплатной медицинской помощи считаю, что пора изменить роль страховых медицинских организаций. Они должны активно участвовать в сопровождении застрахованных лиц на всех этапах, начиная с поликлиник. Кроме того, страховые медицинские организации должны стать непосредственными участниками реализации мер профилактической направленности: организация СМС–рассылок застрахованным лицам с приглашением на диспансеризацию, издание и распространение памяток с телефонами отделений и кабинетов неотложной помощи, организованных в поликлиниках, с алгоритмами действий при неотложных состояниях, с рекомендациями в части приверженности здоровому образу жизни.

Особо хочу остановиться на важности работы по совершенствованию медицинской помощи женщинам и детям. Надо отметить, что за десятилетие у нас сократилась детская смертность более чем в два раза.

Население региона ждёт введения в строй Архангельского перинатального центра. Это надо сделать до конца года и проследить, чтобы его оснащение, а также организация и качество работы соответствовали самым современным требованиям.

Неотъемлемая часть социальной политики государства – лекарственное обеспечение. Общественная значимость этой проблемы резко возрастает в условиях экономической нестабильности. Но здоровье не терпит отлагательства. Поэтому каждый нуждающийся должен быть обеспечен необходимыми лекарственными препаратами в полном объёме и в срок.

Для решения задач, стоящих сегодня перед системой здравоохранения, для повышения качества и доступности медицинской помощи населению необходимо более широкое использование возможностей ГЧП.

Государственно-частное партнерство необходимо активнее внедрять также и в сферу социальных услуг. Мы должны поддерживать бизнес с вектором деятельности в социальную сферу. Здесь много вопросов, решать которые надо вместе, развивая социальное предпринимательство, совершенствуя нормативно-правовую базу с целью создания условий для инвестирования в социальные проекты.

Наша задача – обеспечить поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, обратив особое внимание на организации, работающие в труднодоступных населённых пунктах. Полагаю целесообразным увеличить объёмы такой поддержки, в том числе грантовой, а также обеспечить доступ некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.

Требуют совершенствования меры поддержки семей, воспитывающих детей и ухаживающих за гражданами пожилого возраста. Потому надо подойти к этому вопросу комплексно и организовать широкое информирование граждан по всем возможным мерам социальной поддержки.

Пришло время провести анализ текущей системы распределения и дать предложения по её совершенствованию, особенно в интересах наиболее уязвимых категорий граждан. В обществе уже давно назрел запрос на новую, современную политику в отношении всех граждан – вне зависимости от их физических и ментальных особенностей.

В целях полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества был создан социальный кластер. На предприятиях, входящих в состав кластера, в 2016 году должно развиваться производство как инновационных технических средств реабилитации, так и обычных средств широкого использования на принципах импортозамещения, что позволит снизить их стоимость и увеличить ассортимент и индивидуальную приспособляемость под личные особенности человека с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип равных возможностей должен стать основополагающими в деятельности социального кластера, охватывая как производственную, так и социальную среду. В частности, спорт равных возможностей тоже должен стать частью социальной политики региона.

Коллеги! Думаю, вы согласитесь со мной, что на социальные настроения серьёзное влияние оказывают и проблемы жилищно-коммунального хозяйства, а именно государственное регулирование в этой сфере.

Ввиду особой социальной значимости сфера оказания коммунальных услуг гражданам находится на постоянном контроле Правительства области. Для большей части граждан, проживающих в регионе, установлены льготные тарифы на коммунальные услуги. Агентству по тарифам и ценам полагается регулярно проводить мониторинг изменения платежей за коммунальные услуги на соответствие установленным ограничениям.

Создание комфортных условий жизни для северян предусматривает также улучшение жилищных условий. С этой целью разработана и внедряется программа «социальная ипотека», которая являлась одним из обязательств моей предвыборной программы. Она предполагает, что для работников образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты и занятости населения разработан продукт льготного ипотечного кредитования с процентной ставкой 6 % годовых. Ставлю задачу Правительству Архангельской области начать реализацию льготного ипотечного кредитования работников социальной сферы.

Еще один вопрос, волнующий жителей региона и требующий пристального внимания – это организация автобусных перевозок и перевозок населения железнодорожным транспортом.

Наши совместные действия должны быть направлены на сохранение действующей системы пригородных железнодорожных перевозок. В части пассажирских перевозок поездами дальнего следования мы должны обеспечить сохранение качества транспортных услуг.

В текущем году в рамках изменившегося федерального и областного законодательства в сфере пассажирских перевозок автотранспортом должны быть приняты действенные меры по улучшению качества и безопасности перевозок пассажиров регулярными автобусными маршрутами, в том числе посредством усовершенствования проведения конкурсных процедур и привлечения к ответственности «нелегальных» перевозчиков.

Поручаю министерству транспорта Архангельской области с усилением персональной ответственности глав муниципальных образований организовать работу по повышению качества и безопасности пассажирских автобусных перевозок.

Одним из главных условий устойчивого развития региона является активная работа на наше будущее. Ключевое значение в этой работе имеет интеллектуальный и профессиональный потенциал общества и особенно молодёжи. Решающую роль в его формировании играет система образования,без повышения качества которого нам не преодолеть вызовы настоящего времени.

В 2015 году уже сделаны важные шаги в формировании региональной системы оценки качества образования. И сейчас наша задача – поддерживать заданный уровень.

В 2016 году независимые эксперты должны оценить деятельность муниципальных детских садов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей.

Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы. А ведь выбор жизненного пути – порой, самыйсложный вопрос!

Важно вести работу по популяризации и повышению престижа профессий, наиболее востребованных на рынке труда нашего региона уже сейчас и востребованных в обозримом будущем. Очевидной становится необходимость разработки инновационных методов, форм профессиональной ориентации.

Нашу молодёжь мы должны рассматривать вкачестве стратегического ресурса. Нужно делать ставку на тех, кто не боится брать на себя ответственность, ктопродолжает учёбу и далее работу в родном регионе. Начнем с вопросов поступления и обучения в профессиональных образовательных учреждениях области, а дальше – вопросы трудоустройства.

Предлагаю администрации области и администрации областного Собрания в течение предстоящих двух лет снизить средний возраст специалистов за счёт приёма молодых выпускников наших учебных заведений.

Сегодня аккумулятором современных практических знаний, основным заказчиком и потребителем подготовленных кадров является бизнес. Поэтому предпринимательскому сообществу надо стать партнером в реализации проектов по формированию знаний, умений и навыков, востребованных в сфере бизнеса. Такой опыт у нас только нарабатывается. По инициативе Союза строителей Архангельской области со следующего учебного года в г. Архангельске планируется открытие профильных строительных классов в пилотных общеобразовательных школах. Региональному Правительству также стоит сформулировать запрос на необходимые кадры.

Региону как никогда нужны образованные, хорошо подготовленные кадры. Создание по линии поддержки малого и среднего предпринимательства центров молодёжного инновационного творчества – это наши инвестиции в будущее, без которых мы не сможем быть конкурентоспособными на национальном и мировом рынках. В 2015 году такой центр открылся в Архангельске.

Министерство экономического развития продолжит работу по созданию подобных центров в других городах области, а министерство образования и науки обеспечит интеграцию центров молодежного инновационного творчества в образовательный процесс.

Правительству совместно с работодателями, университетами и средними профессиональными образовательными учреждениями необходимо определить приоритетные направления и специальности, по которым экономика региона испытывает особую потребность в кадрах, и представить предложения по организации первого целевого приёма уже этом в году. Предлагаю назвать его «ломоносовским». Тем самым регион будет рассчитывать на молодёжь, способную реализовать свой потенциал на малой родине.

Друзья! 2016 год ознаменован важными юбилейными датами: 75-летие прихода первого союзного конвоя «Дервиш»; 90-летие государственного академического Северного русского народного хора; 150 лет со дня рождения Борисова Александра Алексеевича – первого живописца Арктики, исследователя полярных земель, разработчика ряда вопросов транспортно-экономического освоения Севера.

Все эти мероприятия, распространяющие свою значимость как на региональный, так и на федеральный уровень, мы обязаны провести с должным размахом, с широким освещением в региональных и национальных средствах массовой информации. Архангельская область должна представить себя и своё достояние на самом высоком уровне.

Архангельская область последовательно развивает международные связи в Баренцевом регионе. По завершении двухлетнего период региональное председательство нашей области в Баренцевом регионе получило высокую оценку МИД России. Одновременно Российская Федерация приняла полномочия председательства в БЕАР на национальном уровне. При этом Архангельская область определена площадкой для проведения ключевых мероприятий Баренцева региона национального масштаба. Уже в июне 2016 года в Архангельске состоится встреча Министров транспорта России и стран-участников Баренцева сотрудничества. А в октябре 2017 года Архангельск будет принимать 16-ю Министерскую сессию на уровне министров иностранных дел стран БЕАР, где будут подводиться итоги национального председательства, определяться дальнейшие приоритеты Баренцева сотрудничества и передаваться председательство от России следующему государству.

В этой связи мы должны обеспечить проведение данных мероприятий с международными партнёрами на должном уровне.

Коллеги! Эффективность власти – главное условие развития региона. Именно от эффективной работы власти зависит реализация всех проектов, социальное самочувствие граждан и политическая стабильность.

2016 год обещает быть «богатым» на выборы: в Государственную Думу Российской Федерации и выборы регионального уровня. В этой связи обращусь к словам русского философа Ивана Ильина, которые должны дать ориентир всем, кто планирует свою политическую стезю:

«Политика есть прежде всего служение – не карьера, не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия, властолюбия… Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способности забывать о своем личном успехе-неуспехе перед лицом Дела».

А наше с вами общее «Дело» – развитие Архангельской области, благополучие её жителей. Эта задача должна стать фундаментом в предвыборных программах кандидатов с чётким набором продуманных действий.

Впервые с 2003 года у нас будут выборы по двум одномандатным округам. Важно, чтобы эта избирательная кампания прошла без нарушений и неприемлемых технологий. Поэтому призываю все партии ответственно подойти к подбору кандидатов и к ведению кампании. Нам нужен депутатский корпус, который будет отстаивать интересы региона.

На выборах регионального уровня нам предстоит избрать 137 глав муниципальных образований и 1604 депутата представительных органов власти. Прошу все партии выдвигать своих кандидатов в том числе и в сельских поселениях. И не только выдвигать, но и нести совместную ответственность за результаты работы ваших глав и депутатов по всем районам области. Среди кандидатов не должно оказаться «мёртвых душ», выдвинутых только для того, чтобы формально обеспечить участие партии в выборах.  

Партии должны отобрать наиболее достойных своих представителей – активных, неравнодушных граждан для участия в муниципальных избирательных кампаниях. Только так мы сможем сделать поселенческие и районные советы работоспособными, обеспечивающими связь местной власти с жителями. Только так жители области смогут откликнуться на наши действия своими инициативами.

Это подчеркивал и Президент России в своем Послании: «Власть должна слышать людей, объяснять суть возникающих проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе и в бизнесе равных партнёров».

Набирает актуальность работа по обеспечению межнационального единства и согласия, которая должна быть совместной задачей всех уровней власти. И здесь среди первоочередных мер – запуск и сопровождение системы мониторинга сферы межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов в Архангельской области. В народном единстве – сила нации.

Итак, уважаемые коллеги! Три направления деятельности, заданные в Послании, помогут нам систематизировать задачи на 2016 год и достичь желаемых результатов в развитии Архангельской области.

Первое. Эффективное привлечение инвестиций – как основы экономического роста.

Второе. Эффективная поддержка малого и среднего предпринимательства – как опоры экономики и социальной стабильности.

Третье. Вложение в человеческий капиталсегодня – как залог благополучия всей области завтра.

Друзья! Источником достижения наших целей является богатейший человеческий, культурный и экономический потенциал региона.

У нас есть на что опереться. Есть от чего оттолкнуться. Дело – за нами.

Жизнь сегодня выстраивается по принципу неустанного сближения научных, материальных, техническихвозможностейс духовными потребностями и национальным самоощущением. Этот жизненный запрос определяет нашу с вами способность работать в режиме новой реальности и степень нашей ответственностиза будущее своих земляков.

«Строим будущее вместе».

С этим словами я шел на выборы. Это не устаю повторять.

Уверен, что наша совместная работа, ответственность на всех уровнях, понятные для общества и эффективные шаги в экономической и социальной сферах дадут ощутимые результаты вактивномразвитии Архангельской области.

Благодарю за внимание.


Выступления и интервью Губернатора

Оперативные совещания

С начала сезона в лесах Поморья зафиксировано 24 возгорания общей площадью около 40 га

23 мая Лес­ные пожары: губер­на­тор пору­чил уси­лить кон­троль и про­верить готов­ность районов

23 мая Игорь Орлов потребо­вал навес­ти поря­док с въез­дом автомо­би­лей на Крас­ную пристань

16 мая В лесах Поморья про­дол­жа­ет дейс­тво­вать осо­бый про­тиво­пож­ар­ный режим

16 мая В Поморье подеше­вели сахар­ный песок и под­сол­неч­ное масло

10 мая Игорь Орлов поблаго­да­рил участ­ни­ков и органи­за­то­ров акции «Бес­смертный полк»

10 мая Игорь Орлов: «Рис­ки неис­полне­ния инвести­ци­он­ной про­граммы дол­жны быть исклю­чены»

10 мая Игорь Орлов: «Ситу­ацию с пожара­ми необ­ходи­мо дер­жать на ежед­невн­ом контроле»

5 мая В пер­вом полуго­дии нало­ги в област­ной бюд­жет посту­пят в полном объёме

4 мая В регио­не про­хо­дит опе­ра­ция «Трез­вый водитель»

4 мая Алек­сей Алсуфьев: «Дви­же­ние нужно вос­ста­новить в крат­чай­шие сроки!»

26 апреля Игорь Орлов: «Пер­во­май и День Победы встре­тим дос­тойно».

25 апреля Игорь Орлов поста­вил задачу испра­вить ситу­ацию по выплате зараб­от­ной платы

25 апреля Губер­на­тор поблаго­да­рил спа­са­те­лей за хоро­ший уро­вень под­гот­ов­ки к ледоходу

25 апреля Игорь Орлов: «Рас­селе­ние ава­рий­ного жилья – пер­сональ­ная ответст­вен­ность глав»

25 апреля Допол­нитель­ные сред­ства выделе­ны на лет­ний дет­ский отдых

11 апреля Алек­сей Коро­тен­ков: «Тор­го­вая нацен­ка на социаль­но зна­чимые това­ры оста­ёт­ся мини­маль­ной»

28 марта Игорь Орлов: «Чис­тота и поря­док – мера ответст­вен­ности глав муни­ципа­ли­те­тов»

21 марта Игорь Орлов: «Ситу­ация, подоб­ная той, что слу­чилась в Нян­доме, не дол­жна повторять­ся!»

21 марта Игорь Орлов: «Бюд­жетные учрежде­ния дол­жны быть обес­пече­ны мес­тной про­дук­ци­ей»

14 марта В фев­рале в Поморье подеше­вели сви­нина и кури­ное яйцо